Мир антропологии

От кита-гибрида до женщины-викинга. Горячая десятка АНТРОПОГЕНЕЗ.РУ - 2019

Каждый год в декабре мы подводим научные итоги и выбираем 10 самых-самых открытий года. Самых ярких, самых необычных, самых неожиданных или наоборот, долгожданных. И каждый раз нам бывает трудно выбрать, потому что в археологии, антропологии, приматологии постоянно что-то интересное происходит, и за год такого набирается много. Тем не менее, мы опять сжали волю в кулак и выбрали 10 научных хитов.

Ну что же. В прошлом году  в десятку попали неандертальские палки-копалки, гибрид неандертальца и денисовца, секс слонов с мамонтами и самый полный скелет австралопитека. А в новом хит-параде – хоббит с острова Лусон, гибрид нарвала с белухой, гориллий траур и свинские орудия труда.

Встречайте горячую десятку Антропогенез.ру 2019.

1. Культурные шимпанзе используют фруктовые молотки

Палки на любой вкус

Опубликованы результаты 12 лет исследований поведения шимпанзе, которые проводились на севере Конго.  Специалисты наблюдали за обезьянами с помощью видеоловушек, собирали улики, изучали следы деятельности обезьян. В результате собрали коллекцию из 500 орудий и описали такие уловки шимпанзе, которые раньше никто не наблюдал.

Так, описан целый арсенал деревянных орудий. Для ловли агрессивных и кусачих бродячих муравьёв обезьяны пользуются особо длинными палками, более двух метров в длину. Такую палку кладут на пути муравьёв и ждут, пока насекомые её облепят. Для добывания древесных пчёл применяются палочки покороче. Тонкие палочки нужны для выуживания земляных муравьёв,  а для рытья обезьяны пользуются особо прочными и толстыми палками-копалками.

Кроме того выяснилось, что  шимпанзе разбивают раковины гигантских улиток-ахатин и  панцири черепах, ударяя их о дерево.

А ещё исследователи описали два необычных орудия — первое они назвали «муравьиный совок». Это большой кусок коры, с помощью которого шимпанзе раскапывали гнездо муравьёв. Второе окрестили «фруктовый молот» — это твёрдый крупный плод,  которым обезьяны разбивали термитники.

Орудия из дерева наверняка активно использовались нашими далёкими предками, но найти деревянный инструмент возрастом в 3 млн лет практически нереально. Поэтому специалисты торопятся изучать современный «аналог» предков человека — диких шимпанзе. Пока не поздно, пока шимпанзе в дикой природе тоже не стали ископаемыми.

2. Человек лусонский – полку хоббитов прибыло

Кости лузоненсиса

Частый вопрос читателей Антропогенез.ру: скоро ли ждать новых открытий неизвестных видов гоминин, вроде флоресских хоббитов? Ждать не нужно, открытие уже свершилось. Очередная загадка — маленькие человечки острова Лусон (Филиппины).

Первую кость — плюсневую — нашли в пещере Каллао, на севере острова, ещё в 2007 году. Уже тогда ученые отметили, что кость необычная и очень маленькая. Теперь к ней добавилось 12 новых останков. Возраст костей более 50 тыс. лет. А что в них необычного?

Во-первых, зубы — маленькие и узкие; они сочетают черты, характерные и для сапиенсов, и для азиатских Homo erectus, и для ранних Homo, и даже для кого-то более древнего. В строении рук и стоп такая же петрушка. У фаланг кисти больше человеческих особенностей, зато фаланга стопы неотличима от австралопитековой.

Надо добавить, что кисти относительно крупные, а стопы — наоборот, маленькие.

Такая комбинация примитивных и продвинутых особенностей не встречается больше ни у кого из древних гоминин. Поэтому авторы статьи отнесли находки к новому виду — Homo luzonensis (Человек лусонский). Кости продолжают изучать, а археологи с антропологами надеются обнаружить на Лусоне новые останки.

3. По ком плачет горилла

Горилла скорбящая

Появились новые данные о том, что не только люди способны скорбеть об умерших. Приматологи наблюдали три случая странного поведения горилл, обнаруживших мёртвые тела своих сородичей.  Надо сказать, что в отличие от многих других приматов, об отношении горилл к умершим известно крайне мало.

Исследователи описывают реакцию горилльих сообществ на смерть обезьян. В каждом случае гориллы окружали покойного и сидели близко к нему, молча уставившись на труп. Некоторые обезьяны подходили и обнюхивали, трогали, лизали тело и пытались ухаживать за ним.

Особенно интересна реакция на тело альфа-самца, который не входил в группу обнаруживших его горилл. Следовало бы ожидать, что чужаку гориллы не уделят особого внимания. Тем не менее, обезьяны собрались вокруг найденного тела и некоторое время в тишине обследовали его.

Неужели гориллы скорбели о незнакомце? Я бы не стал уверенно это утверждать. Но у исследования есть и более приземлённая цель. А не так ли передаются среди горилл инфекционные заболевания? Пообщались с незнакомой мёртвой обезьяной и заразились какой-нибудь Эболой. Этот вирус уже убил в Центральной Африке тысячи горилл.

4. Древний белок помогает там, где бессильна палеогенетика

В гигантопитеке много белка

Палеогенетика произвела революцию в исследовании древних костей. И всё же возможности этого подхода не бесконечны. Во-первых, время не щадит ДНК — через несколько сотен тысяч лет даже в идеальном случае от генома не остаётся ничего.

Есть и вторая проблема: сохранность ДНК сильно зависит от условий, от температуры.  В образце, пролежавшем 100 тысяч лет в сибирской пещере, ещё достаточно генетического материала, но в гораздо более молодых останках из Африки уже ничего не осталось.

Большие надежды ученые возлагают на протеомный анализ, исследование состава белков, сохранившихся в костях и зубах. Такие белки, как например коллаген, гораздо более стабильны, чем ДНК. Потому для протеомного анализа годятся находки и более южные, и более древние. Методика уже дала интересные результаты. Один из них – исследование останков гигантопитека. Гигантопитек - огромная человекообразная обезьяна, водившаяся когда-то на территории Китая. Протеомный анализ провели на зубе гигантопитека возрастом почти 2 миллиона лет. В эмали зуба специалисты обнаружили характерные следы белков. Благодаря этому учёные во-первых определили, что зуб принадлежал самке. А во-вторых, сравнили состав аминокислот из этого зуба с составом аналогичных белков современных обезьян. Оказалось, что гигантопитек – родня орангутанам, причём  общий предок гигантопитека и орангутанов жил примерно 10-12 млн лет назад. Не сказать, чтобы это было потрясающей новостью. Но сам факт, что метод работает на останках возрастом 2 млн лет – это очень круто.

5. Челюсть денисовца из Китая

Денисовец тибетский

Следующий герой нашего хитпарада -  еще один результат протеомного анализа, на этот раз действительно сенсационный.

Ещё в 1980 г. тибетский монах нашёл в пещере Байшия в горах Тибета половину нижней челюсти. Много лет она где-то пылилась, и лишь в 2010 г. находкой заинтересовались ученые. На счастье датировщиков, кость оказалась покрыта толстыми кальцитовыми натёками, по ним челюсть датировали методом урановых серий. Выяснилось, что челюсти примерно 160 тыс. лет.

ДНК в китайской кости не сохранилась, зато сохранились древние белки – материал для протеомного анализа. И тут-то и случилась сенсация: оказывается, челюсть из Байшия принадлежала денисовскому человеку. Это первая находка денисовца за пределами Денисовой пещеры, и впервые у антропологов в руках оказалось что-то помимо зубов и крошечных огрызков костей.

Сама челюсть массивна,  два сохранившихся на ней коренных зуба  огромные, больше чем у  Homo erectus и у других гоминид. А ведь огромные зубы – отличительная черта денисовцев. И любопытный нюанс: у челюсти врождённое отсутствие «зуба мудрости», 3-го коренного.

Особая интрига заключается в месте находки. Тибет! Байшия расположена на высоте более 3200 м над уровнем моря. Генетики ведь уже полагали, что именно метисация с денисовцами позволила современным тибетцам адаптироваться к жизни в высокогорье.

Всё сошлось. Может быть, денисовцы – вообще горный вид? Впрочем, другие азиатские находки древних гоминид, не высокогорных, ждут своего протеомного анализа, и кто-то из них наверняка тоже окажется денисовцем.

6. Найден череп редкого кита-гибрида

Нарлуха по центру. Где нарвал - догадайтесь сами

А это новость про классическую генетику, и даже не палео, поскольку речь идёт о современных животных. Специалисты сделали генетический анализ черепа странного кита. Череп принадлежал одному из трех животных, ещё в 1990 году пойманных у побережья Западной Гренландии. По описанию, животные были серого цвета, грудные ласты у них напоминали ласты белухи, а хвост был как у нарвала. Уже тогда специалисты предположили, что диковинные животные – это гибриды нарвала и белухи.

Сам череп очень своеобразный  — на нарвала не похоже, хотя бы потому что бивня нет. Череп гораздо больше, чем у обычных нарвалов и белух, и у него очень необычные зубы, которые направлены вперёд, наподобие маленьких бивней.

Теперь, 26 лет спустя, исследователи решили изучить череп методами генетики. Из зубов находки извлекли ДНК, и результаты сравнили с геномами белух и  нарвалов. И действительно, анализ подтвердил, что череп принадлежал самцу «нарлухи» — гибриду, родителями которого были белуха-папа и нарвал-мама. Это удивительный результат, ведь по данным генетиков, общий предок нарвалов и белух жил более 5 млн лет назад — то есть не сильно позже, чем общий предок шимпанзе и человека.  Интересно, была ли нарлуха способна размножаться?

7. Найден череп анамского австралопитека

Череп дедушки афаренсиса

В 2016 году в эфиопском местонахождении Ворансо-Милле нашли чудесный череп гоминида древностью 3 млн 800 тыс. лет. Череп отлично сохранился, лишь чуток перекошен.

Уникальность черепа в том, что до сих пор антропологам не попадалось полных черепов гоминид из этого интервала времени. Известен череп ардипитека –  ему 4,4 миллиона лет. А потом сразу идет афарский австралопитек, которому примерно 3,5 миллиона лет, то есть он почти на миллион лет моложе ардипитека. Конечно, есть находки в этом промежутке – например, это останки анамских австралопитеков из Кении. Но находки фрагментарные – обломки, зубы, а хорошего черепа, чтобы можно было прямо взглянуть в лицо предка – не было.

Теперь же у учёных есть такой красивый череп. В целом он похож на черепушку афарского австралопитека, но очень многие признаки более примитивны, а кое-чем череп напоминает южноафриканского Aвстралопитека африкануса.

В целом так и должен выглядеть череп анамского австралопитека (который потомок ардипитека и предок афаренсиса). Поэтому новый череп отнесли к анамским австралопитекам. Отныне еще одно «недостающее звено» эволюции человека обрело лицо.

Кстати, за эту находку эфиопский антрополог Иоганнес Хайле-Селасси вошел в десятку людей года в науке по версии журнала Nature.

8. Дева со щитом. Знаменитый викинг оказался женщиной

Спящая красавица

В конце  XIX века археологи изучали в Швеции крупнейший погребальный комплекс викингов –древний город Бирка. При раскопках было вскрыто более 1000 могил, и среди них погребение знатного викинга.  В могиле вместе со скелетом находились богатые дары, как и положено воину: меч, топор, копье, стрелы, боевой нож, два щита и останки двух лошадей.  Историки полагали, что 1000 лет назад здесь похоронили не просто воина, а лидера, стратега.

Когда антропологи в 70-х годах прошлого века исследовали скелет, они заподозрили, что в могиле могла лежать дама. Многие специалисты тогда не восприняли эту информацию всерьёз.

Но времена меняются. В 2016 году учёные провели еще одну антропологическую экспертизу, с тем же результатом: судя по строению, скелет действительно походил на женский.

Чтобы проверить выводы антропологов, генетики взялись за древнюю ДНК. Получили образцы из левого клыка и левой плечевой кости скелета. Результат: клык и плечо принадлежали одному и тому же индивиду, и это – бесспорно, женщина, которая оказалась родственной современным жителям Северной Европы.

По мнению археологов, полное отсутствие каких-либо женских вещей в могиле отметают любые версии кроме одной: погребённая женщина действительно была военным лидером.

9. Бородавчатые свиньи стали использовать орудия

Изобретательная свинья

Мы знаем, что далеко не только человек способен использовать орудия. Камнями и палками орудуют шимпанзе, орангутаны, макаки и капуцины, даже вороны. Но, как говорится, «никто не ожидал подобного от свиней».

В октябре 2016 года эколог Мередит Рут-Бернштейн наблюдала в парижском зоопарке за группой висайских бородавчатых свиней (родина этих редких животных –  Филиппины). Внезапно одна из самок, которая строила себе гнездо, взяла кусок древесной коры и с его помощью стала энергично рыть землю.

Вместе с коллегами Мередит решила продолжить наблюдения за свиньями. Раз в 6 месяцев самки этих животных сооружают гнёзда, где будут рожать поросят. Чтобы «мотивировать» животных, в вольер подкинули ветвей и кусков коры. Свиньи занялись строительством гнёзд и, к радости учёных, стали помогать себе с помощью палок и коры.  Все эпизоды специалисты записали на видео.

Интересно, что главным мастером использования роющих орудий оказалась самая низкоранговая свинья в этой небольшой группе. Остальные, судя по всему, просто копировали её действия.

Если висайские свиньи умеют такое, почему раньше ученые не наблюдали ничего подобного ни в зоопарках, ни в дикой природе? Возможно, мы оказались свидетелями инновации, которая родилась прямо в Парижском зоопарке.

10. Найдено древнейшее изображение охоты

Вот они, человекозвери

На индонезийском острове Сулавеси археологи нашли древнейшее изображение некой выдуманной истории. По крайней мере, так находку интерпретируют её авторы.

На Сулавеси открыто уже почти 250 пещер и гротов с древними рисунками. И вот в декабре 2017 исследователи обнаружили в одной из известняковых пещер живописное панно 4,5 м в ширину, с серией рисунков, сделанных тёмно-красным пигментом. Изображены на панно, во-первых, шесть животных, среди которых специалисты опознали свиней и карликовых буйволов. А рядом с ними находятся 8 человекоподобных фигур, некоторые из которых держат в руках что-то длинное — то ли копья, то ли верёвки.

Любопытно, что часть человекоподобных фигур обладает животными чертами. У кого-то нижняя часть лица вытянута в виде морды или клюва, у одного «человечка» есть хвост. Вероятно, это какие-то фантастические «зверолюди», рождённые воображением художника. Что же могли символизировать зверолюди? Возможно, это духи животных, помогающие на охоте.

Методом урановых серий исследователи датировали кальцитовые натёки на  изображениях животных, и получили возраст около 44 тыс. лет. Это означает, что найденное панно древнее других изображений такого рода не только на Сулавеси, но и вообще в мире. Это и самое древнее искусство «с сюжетом», и самые ранние изображения фантастических существ, и древнейшая, дошедшая до нас сцена охоты. А  способность придумать и передать сюжет  – это еще и свойство, необходимое для религиозного мышления.

Что ждёт нас в 2020 году? Я хочу сделать прогноз: в 2020 году учёные порадуют нас протеомным анализом хоббита с острова Флорес и Homo naledi из Южной Африки. И мы узнаем что-то крайне интересное о родословной этих странных древних человечков.

Сбудется ли мой прогноз, узнаем через год.

С наступающим Новым Годом!