English Deutsch
Новости
Мир антропологии

Хомо сцапиенс. Кто кого ел в палеолите?

Хомо-сцапиенс зелёный
под кустом сидит зелёным
и какого-либо хому
ожидает на обед.
Pуки-штуки напружинил,
ноги-лапы приготовил,
сабли-зубы растопырил,
ухти-когти заголил...

А. Левин "Биомеханика"

Человек – великий охотник. Он победил всех зверей на планете. Многие виды пали жертвой охотничьих талантов двуногого ловца, многие держатся из последних сил. В их числе и сами хищники – львы и леопарды, тигры и медведи. Но всегда ли было так? Давно ли на планете воцарился рукастый ужас, вооружённый не клыками и когтями, а умом и палкой? Кем были наши далёкие предки, какое место занимали в иерархии животного мира?

Палеоантропологические данные показывают нелестную для древнейших пращуров картину.

Кости почти всех ранних австралопитеков – в том числе знаменитого "Арди" ARA-VP-6/500 – несут на себе следы зубов хищников. Хотя далеко не всегда можно понять, был ли австралопитек пойман леопардом или он достался гиенам после естественной смерти, в некоторых случаях это можно установить надёжно.

Череп мартышки, убитой венценосным орлом (слева) и череп ребенка из Таунгса со сходными повреждениями
						Источник: Lee R. Berger. Predatory Bird Damage to the Taung Type-Skull of Australopithecus africanus Dart 1925 // American Journal of Physical Anthropology. 131: 166–168 (2006).
Череп мартышки, убитой венценосным орлом (слева) и череп ребенка из Таунгса со сходными повреждениями
Источник: Lee R. Berger. Predatory Bird Damage to the Taung Type-Skull of Australopithecus africanus Dart 1925 // American Journal of Physical Anthropology. 131: 166–168 (2006).

Самым экзотическим случаем, наверное, является пример с Таунгом. Примерно от трёх до двух с половиной миллионов лет назад австралопитеки Южной Африки жили в окружении массы хищников. Мы практически не имеем сведений о том, что австралопитеки могли на кого-то охотиться, скорее сами австралопитеки были добычей. Не избежал печальной участи и детёныш, известный ныне как "бэби из Таунга". Ему было от трёх до шести лет. Мы, конечно, не знаем деталей происшедшего, но следы на лобной кости свидетельствуют, что гибель детёныша была насильственной. Можно предположить несколько вариантов событий. Во-первых, раны могли быть нанесены другими гоминидами, но против этого говорит из малый размер и слишком компактная форма. Во-вторых, Таунг мог оказаться жертвой леопарда. Но размер пасти и зубов лепарда таков, что он скорее проглотил бы "бэби" целиком или разгрыз его на мелкие части. Наконец, было выдвинуто третье, самое интересное предположение: характерные повреждения были нанесены орлом. В поддержку такой гипотезы говорит сравнение со следами на черепах бабуинов из гнёзд современных орлов (Berger et Clarke, 1995): они примерно того же размера, у них тоже часто сохраняется лицевой скелет вместе с нижней челюстью и часть мозгового, совпадают следы поклёвов. Как водится, не все исследователи согласны с таким сценарием. Отмечено, что в Таунге с охотой орлов связаны другие слои, тогда как череп "Бэби" захоронен в водных отложениях (McKee, 2002). Однако, останки могли быть перезахоронены и позже, а совокупность данных позволяет склониться к "орлиной" версии.

"Орлуша, орлуша, большая ты стерва..."

Судьба "бэби" печальна... Зато в 1924 году его череп с причленённой нижней челюстью и естественным слепком мозга оказался в руках Раймонда Дарта, который описал находку как "южную обезьяну" – Australopithecus africanus.

Череп SK 54. Два отверстия на теменных костях, видимо, от клыков леопарда.
							Источник: http://middleawash.berkeley.edu/
Череп SK 54. Два отверстия на теменных костях, видимо, от клыков леопарда.
Источник: http://middleawash.berkeley.edu/

Большая часть известных нам южноафриканских австралопитеков стали жертвами леопардов. Багодаря пятнистым бестиям мы и имеем останки наших древнейших предков. Леопарды имеют обыкновение затаскивать добычу на деревья, чтобы уберечь от посягательств гиен. А деревья растут там, где больше воды. А вода скапливается в карстовых трещинах. Поэтому объедки кошачьих пиршеств падают прямо в пещерные бездны, где потом их замывает песком. В перемешанном с камнями прессованном виде образуется брекчия – подобие бетона, нашпигованное огрызками. Наиболее показательным примером такой цепочки событий является фрагментарный череп детёныша Paranthropus robustus SK 54. На его теменных костях зияют два отверстия, в которые идеально входят клыки леопарда (Brain, 1970). Подобная участь была характерна не только для массивных австралопитеков, но и более древних грацильных, что подробно показано для Australopithecus africanus из 4 уровня Стеркфонтейна (Brain, 1981, 1993; Pickering et al., 2004).

В Восточной Африке парантропы тоже были типичной добычей, хорошим образцом чего может служить скелет Paranthropus boisei OH 80 ("Старые кости – свежие новости 2: древесный парантроп").

Только первые представители рода Homo осмелились сказать твёрдое "Доколе!" и попытались повернуть колесо форуны в свою сторону. Начиная примерно с 2 миллионов лет назад первые люди сами стали хищниками, причём составляли неслабую конкуренцию гиенам и леопардам. О исследованиях в Канжере Южной мы уже писали ("Анти-веган: первые шаги"; Ferraro et al., 2013). В чуть более позднее время схожую картину можно наблюдать в Дманиси (1,77 миллиона лет назад): следы каменных орудий на костях животных достаточно многочисленны и перекрываются отпечатками зубов падальщиков, так что можно уверенно говорить, что люди первыми получали доступ к мясу (Lordkipanidze et al., 2007). Захоронение костей дманисцев в расщелинах скал навело некоторых на мысль, что эти люди стали жертвами саблезубых тигров, затаскивавших троглодитов в свои мрачные логовища, благо тут обнаружены останки как минимум трёх видов крупных кошачьих. Также, как следы зубов хищника иногда интерпретируются два отверстия на основании черепа D 2280. Однако, подробное рассмотрение вопроса показало, что на человеческих останках нет погрызов, а сами кости удивительно целые, сохранились такие части скелета, которые всегда уничтожаются хищниками и падальщиками (Lordkipanidze et al., 2007).

Крокодил нападает на бедного хабилиса…
								Источник: http://hodarinundu.deviantart.com/
Крокодил нападает на бедного хабилиса…
Источник: http://hodarinundu.deviantart.com/

Однако, не всем так везло. Тогда как суровые предшественники грузин в горах Кавказа держали прочную оборону против усатых-полосатых, в других местах люди нет-нет да и попадались кому-нибудь на зубок. Один из самых кровавых примеров известен по находке в Олдувайском ущелье в Танзании. В слое с датировкой около 1,75 млн.л.н. были обнаружены останки человека, ставшего голотипомТиповой экземпляр биологического вида. В палеонтологии - эталонная находка, окаменелость, по которой описан ископаемый вид. при описании вида "Человек умелый" Homo habilis. Череп с кистью OH 7 и ключица со стопой OH 8, а также большая берцовая кость OH 35 найдены разбросанными по довольно большому участку. Нельзя быть абсолютно уверенным, принадлежали ли все эти останки одному индивиду, с большой вероятностью – нет. Но на таранной и большой берцовой кости обнаружены недвусмысленные отпечатки крокодильих зубов ("Человек умелый против крокодила-людоеда…"; Brochu et al., 2010; Davidson et Solomon, 1990). Более того, новооткрытый вид крокодила из тех же отложений получил кровожадное название Crocodylus anthropophagus.

Как будто подчёркивая демоническую сущность чудовища, голову его украшали пусть не большие, но всё же рога.

В Южной Африке и во времена Homo habilis продолжался террор кошачьих. Как и в эпоху Australopithecus africanus, кости в пятый уровень Стеркфонтейна (1,5-2 миллиона лет назад) попали в основном благодаря леопардам и гиенам (Pickering, 1999). Иногда им помогали сами гоминиды: на основании скулового отростка верхней челюсти индивида Stw 53 обнаружены надрезки, сделанные каменным орудием (Pickering et al., 2000).

Всё же, прогресс шёл. Те, кто покинул Африку, уже не были беспомощным мясом – кормом для любого встречного острозубого монстра. Останки архантропов и более поздних гоминид обычно не несут на себе явных следов убийства хищниками. Впрочем, и сейчас рецидивы случаются, что уж говорить о тех далёких временах. Нелегко жилось, например, обитателям Явы около миллиона лет назад. Бедренная кость из Триниля (та самая, что послужила вместе с черепной крышкой голотипомТиповой экземпляр биологического вида. В палеонтологии - эталонная находка, окаменелость, по которой описан ископаемый вид. для описания вида "Человек прямоходящий" Homo erectus) несёт на себе отпечатки зубов крокодила (Dubois, 1927). На ней же имеется мощная патология – бесформенное разрастание костной ткани в верхней части. Очевидно, что питекантроп хромал и вряд ли мог быстро двигаться. Вероятно, это и послужило причиной его кончины. Естественный отбор в действии...

В Сангиране, также на Яве, следы зубов большого крокодила были опознаны на обломке нижней челюсти "мегантропа" 6B (Koenigswald, 1968). Впрочем, в данном случае между специалистами есть разногласия: новейший пересмотр находки показал, что отметины, вероятнее, являются посмертными повреждениями, и не имеют отношения к злобным рептилиям (Baba et Aziz, 2001).

В последующие времена люди окончательно вырвались из-под гнёта хищников. Практически во всех случаях, когда человеческие кости повреждены чьими-то зубами, это зубы гиен. Отсутствие погребальной практики до некоторого момента способствовало тому, что трупы шли в желудки падальщиков. Это в полной мере относится ко многим костям синантропов из Чжоукоудяня:  бедренных III, V, VI, VII, черепа V (Boaz et al., 2000). Бедренная V, кроме прочего, имеет следы переваривания гиеной. Судя по сопровождающим костям, людоедами были гигантские Pachycrocuta brevirostris. Однако, нет доказательств, что синантропы доставались падальщикам при жизни, скорее, те наведывались в пещеры в отсутствие двуногих хозяев.

Поздние Homo erectus, Homo heidelbergensis и Homo neanderthalensis сами были опаснейшими хищниками своего времени.

Об этом красноречиво говорят завалы костей в местах их стоянок. Неандертальцы любили, например, охотиться на пещерных медведей, которые, хоть и были преимущественно растительноядными, но всё же – громаднейшими медведями. Череп Монте-Чирчео и скелет ребёнка из Тёшик-Таш, как бывало нередко и раньше, погрызены гиенами, но тут падальщикам приходилось раскапывать уже погребения. Неандертальцы и их сменщики – кроманьонцы – стали наиболее вероятной причиной вымирания в Европе пещерных медведей, гиен и львов. В труднодоступных местах львы продержались в Европе, вероятно, до железного века, но судьба их была предопределена: конкуренция со стороны людей была слишком мощной. Более того, человек стал конкурентом не только крупным хищникам, но вообще всем живым существам, кроме разве тех, кто примкнул к нему в виде домашних животных и культурных растений. Мир ещё никогда за все четыре миллиарда лет существования жизни не знал такого суперконкурента. Поэтому человек стал врагом не только всем прочим организмам, но и себе, ибо не может существовать в отрыве от биосферы. Неандертальцы вряд ли задумывались о последствиях этого экологического поворота. Оправдает ли современный человек присвоенное звание "разумного"? Обуздает ли свою разрушительную силу? Выйдет ли из завихрения эволюции? Будущее покажет...


Интересно

Аристотель, к примеру, оставил описание около 500 видов животных; французский естествоиспытатель Бюффон (1707-1788), по­чётный член Петербургской Академии наук, описал десятки тысяч ви­дов; в наше время их известно более полутора миллионов.

Помпеев Ю.А., Очерки по истории европейской научной мысли, СПб, «Абрис», 2003 г., с.11. Предоставлено Викентьевым И.Л.

Catalog gominid Antropogenez.RU