English Deutsch
Новости
Мир антропологии

День археолога - в честь лошади или в честь женщины?

Сегодня, 15 августа, в России отмечается день археолога. Профессиональный праздник не является официальным, а с его появлением связано несколько легенд. О чем эти легенды - читайте в материале портала АНТРОПОГЕНЕЗ.РУ.

Он древние строения
Искал с остервенением
И часто диким голосом кричал,
Что есть еще пока тропа,
Где встретишь питекантропа,
И в грудь себя при этом ударял.

(Владимир Высоцкий, «Песня студентов-археологов»)

Вы знаете, кто придумал слово «археология»? Древнегреческий философ Платон, ученик Сократа и учитель Аристотеля. Легендарный афинянин подразумевал под археологией  «историю прошедших времён». Сегодня же мы понимаем под этим словом историческую дисциплину, которая изучает культуру человечества по вещественным источникам. Археологов часто путают с антропологами, которые исследуют останки человека, а еще - с палеонтологами, анализирующими ископаемые организмы вообще. Господа журналисты, такая путаница крайне не нравится представителям всех трех профессий!

Казалось бы, при чем тут Буцефал?

Сегодня, 15 августа, неофициальный праздник археологов отмечается в России. В многочисленных экспедициях в этот день проходят шутливые церемонии посвящения в археологи.

А вот на Украине это государственный праздник - в 2008 году президент Виктор Ющенко подписал соответствующий указ. «Установити в  Україні професійне свято - День археолога,  яке відзначати щорічно 15 серпня», - сообщалось в документе.

Почему праздник отмечается именно в середине последнего месяца лета? На этот счет есть несколько любопытных версий. Согласно первой, в 30-х гг. прошлого века студенты-археологи, участвующие в Новгородской (по другой версии - Николаевской) экспедиции, решили устроить себе выходной. Юные любители древностей заявили, что 15 августа копать никак нельзя. Ведь именно в этот день родился Буцефал - так что нужно праздновать, а не горшки древние искать. Буцефал был любимым конем Александра Македонского, которого полководец усмирил в десятилетнем возрасте. Кстати, о точной дате рождения лошади нигде не сообщается - очевидно, советские археологи просто решили отдохнуть от упорной работы.

Отдохнули. На следующий год повторили. А затем традиция прижилась - и последующие поколения археологов уже позабыли, что празднуют не свой профессиональный праздник, а день рождения коня. Пусть даже коня Александра Македонского.

Пассек  Татьяна Сергеевна
								Источник: https://ru.wikipedia.org/
Пассек Татьяна Сергеевна
Источник: https://ru.wikipedia.org/

Вместо ухажеров - трипольская культура

Вторая легенда гласит, что день археолога - это вообще не про лошадь, а про женщину. Про любительницу трипольской культуры Татьяну Пассек, родившуюся как раз 15 (по старому стилю - 2) августа.

Будущий археолог появилась на свет в Петербурге, в интеллигентной семье этнографов и литераторов. На дворе шел 1903 год. Повзрослев, Татьяна поступила на факультет общественных наук Ленинградского университета, на отделение археологии и истории искусств. В студенческие годы красавица Пассек не заигрывала с противоположным полом, а изучала полюбившуюся ей трипольскую культуру. Эта культура была распространена в VI—III тыс. до н. э. в Дунайско-Днепровском междуречье и сменилась ямной культурой. Вскоре Татьяна защитила кандидатскую диссертацию «Керамика Трипольской культуры», а после окончания Великой Отечественной войны - докторскую диссертацию «Периодизация трипольских поселений». По словам историка Виталия Тихонова, «ее периодизация трипольской культуры, несмотря на уточнения и дискуссионные вопросы, до сих пор считается классической». Кстати, Пассек всю жизнь доказывала матриархальный уклад общества трипольцев.

Археологи уходят на фронт

Татьяна обожала экспедиции - в самом начале карьеры она исследовала памятники энеолита и бронзового века Кавказа и Закавказья, раскапывала курганы в Азербайджане, работала в поле под Брянском и Москвой. А вскоре Пассек, которой на тот момент был всего 31 год, возглавила Трипольскую экспедицию, написала четыре книги и множество статей о любимой культуре.

Одну из книг - «Трипольская культура» - археолог выпустила в самом начале войны. А к концу 1941 года Пассек переехала в Москву, где продолжила научную работу. Великая Отечественная война принесла много слез молодой женщине - на фронте погибло множество ее коллег и однокурсников. Во Львове нацисты убили нескольких исследователей трипольской культуры, с которыми работала Пассек. Как позже вспоминала археолог, к 1945 году она осталась единственным советским специалистом по трипольцам. После войны женщина продолжила ездить на раскопки. Особое внимание археолог стала уделять домостроительству, планировке поселений в Триполье. 

В 1950 году Пассек стала лауреатом Сталинской премии. А вскоре начались неприятности - власть объявила борьбу с марризмом, и от Татьяны потребовали написать статью «О марровских ошибках в изучении трипольских племен». А Пассек долгое время сотрудничала с Николаем Марром, и не хотела плохо отзываться о коллеге. Только после смерти Сталина археолог опубликовала статью, в которой согласилась, что марризм относится к псевдонауке.

В середине 1960-х гг. Татьяна Пассек тяжело заболела. Больше всего она сокрушалась о том, что не может больше руководить раскопками и держать в руках только что выкопанные из земли горшочки и костные останки. Скончалась женщина в академической больнице. Археолога кремировали, а урну с прахом захоронили на Новодевичьем кладбище.

Археологи, поздравляем!

Какая из версий появления дня археолога лучше - решать вам, дорогие читатели. В любом случае, сегодня у каждого из нас есть прекрасный повод поздравить наших коллег, в поте лица трудящихся сейчас в экспедициях. А еще в этот знаменательный день давайте торжественно пообещаем никогда не путать представителей этой профессии с антропологами и палеонтологами. Это ведь не так сложно, правда?


10 июня - Ученые Против Мифов в Москве

Интересно

Пишет американский физик: «Если бы Кинг-Конг существовал на самом деле, он никак не мог бы терроризировать Нью-Йорк. Наоборот, при первой же попытке шагнуть у него сломались бы ноги. Дело в том, что, если взять обезьяну и увеличить её пропорционально в десять раз, её вес при этом увеличится пропорционально объёму, т. е. в тысячу раз (10 х 10 х 10= 1000). Итак, обезьяна стала в тысячу раз тяжелее. Но её сила увеличилась пропорционально толщине костей и мускулов. 

Catalog gominid Antropogenez.RU