English Deutsch
Новости
Мир антропологии

День археолога - в честь лошади или в честь женщины?

Сегодня, 15 августа, в России отмечается день археолога. Профессиональный праздник не является официальным, а с его появлением связано несколько легенд. О чем эти легенды - читайте в материале портала АНТРОПОГЕНЕЗ.РУ.

Он древние строения
Искал с остервенением
И часто диким голосом кричал,
Что есть еще пока тропа,
Где встретишь питекантропа,
И в грудь себя при этом ударял.

(Владимир Высоцкий, «Песня студентов-археологов»)

Вы знаете, кто придумал слово «археология»? Древнегреческий философ Платон, ученик Сократа и учитель Аристотеля. Легендарный афинянин подразумевал под археологией  «историю прошедших времён». Сегодня же мы понимаем под этим словом историческую дисциплину, которая изучает культуру человечества по вещественным источникам. Археологов часто путают с антропологами, которые исследуют останки человека, а еще - с палеонтологами, анализирующими ископаемые организмы вообще. Господа журналисты, такая путаница крайне не нравится представителям всех трех профессий!

Казалось бы, при чем тут Буцефал?

Сегодня, 15 августа, неофициальный праздник археологов отмечается в России. В многочисленных экспедициях в этот день проходят шутливые церемонии посвящения в археологи.

А вот на Украине это государственный праздник - в 2008 году президент Виктор Ющенко подписал соответствующий указ. «Установити в  Україні професійне свято - День археолога,  яке відзначати щорічно 15 серпня», - сообщалось в документе.

Почему праздник отмечается именно в середине последнего месяца лета? На этот счет есть несколько любопытных версий. Согласно первой, в 30-х гг. прошлого века студенты-археологи, участвующие в Новгородской (по другой версии - Николаевской) экспедиции, решили устроить себе выходной. Юные любители древностей заявили, что 15 августа копать никак нельзя. Ведь именно в этот день родился Буцефал - так что нужно праздновать, а не горшки древние искать. Буцефал был любимым конем Александра Македонского, которого полководец усмирил в десятилетнем возрасте. Кстати, о точной дате рождения лошади нигде не сообщается - очевидно, советские археологи просто решили отдохнуть от упорной работы.

Отдохнули. На следующий год повторили. А затем традиция прижилась - и последующие поколения археологов уже позабыли, что празднуют не свой профессиональный праздник, а день рождения коня. Пусть даже коня Александра Македонского.

Пассек  Татьяна Сергеевна
								Источник: https://ru.wikipedia.org/
Пассек Татьяна Сергеевна
Источник: https://ru.wikipedia.org/

Вместо ухажеров - трипольская культура

Вторая легенда гласит, что день археолога - это вообще не про лошадь, а про женщину. Про любительницу трипольской культуры Татьяну Пассек, родившуюся как раз 15 (по старому стилю - 2) августа.

Будущий археолог появилась на свет в Петербурге, в интеллигентной семье этнографов и литераторов. На дворе шел 1903 год. Повзрослев, Татьяна поступила на факультет общественных наук Ленинградского университета, на отделение археологии и истории искусств. В студенческие годы красавица Пассек не заигрывала с противоположным полом, а изучала полюбившуюся ей трипольскую культуру. Эта культура была распространена в VI—III тыс. до н. э. в Дунайско-Днепровском междуречье и сменилась ямной культурой. Вскоре Татьяна защитила кандидатскую диссертацию «Керамика Трипольской культуры», а после окончания Великой Отечественной войны - докторскую диссертацию «Периодизация трипольских поселений». По словам историка Виталия Тихонова, «ее периодизация трипольской культуры, несмотря на уточнения и дискуссионные вопросы, до сих пор считается классической». Кстати, Пассек всю жизнь доказывала матриархальный уклад общества трипольцев.

Археологи уходят на фронт

Татьяна обожала экспедиции - в самом начале карьеры она исследовала памятники энеолита и бронзового века Кавказа и Закавказья, раскапывала курганы в Азербайджане, работала в поле под Брянском и Москвой. А вскоре Пассек, которой на тот момент был всего 31 год, возглавила Трипольскую экспедицию, написала четыре книги и множество статей о любимой культуре.

Одну из книг - «Трипольская культура» - археолог выпустила в самом начале войны. А к концу 1941 года Пассек переехала в Москву, где продолжила научную работу. Великая Отечественная война принесла много слез молодой женщине - на фронте погибло множество ее коллег и однокурсников. Во Львове нацисты убили нескольких исследователей трипольской культуры, с которыми работала Пассек. Как позже вспоминала археолог, к 1945 году она осталась единственным советским специалистом по трипольцам. После войны женщина продолжила ездить на раскопки. Особое внимание археолог стала уделять домостроительству, планировке поселений в Триполье. 

В 1950 году Пассек стала лауреатом Сталинской премии. А вскоре начались неприятности - власть объявила борьбу с марризмом, и от Татьяны потребовали написать статью «О марровских ошибках в изучении трипольских племен». А Пассек долгое время сотрудничала с Николаем Марром, и не хотела плохо отзываться о коллеге. Только после смерти Сталина археолог опубликовала статью, в которой согласилась, что марризм относится к псевдонауке.

В середине 1960-х гг. Татьяна Пассек тяжело заболела. Больше всего она сокрушалась о том, что не может больше руководить раскопками и держать в руках только что выкопанные из земли горшочки и костные останки. Скончалась женщина в академической больнице. Археолога кремировали, а урну с прахом захоронили на Новодевичьем кладбище.

Археологи, поздравляем!

Какая из версий появления дня археолога лучше - решать вам, дорогие читатели. В любом случае, сегодня у каждого из нас есть прекрасный повод поздравить наших коллег, в поте лица трудящихся сейчас в экспедициях. А еще в этот знаменательный день давайте торжественно пообещаем никогда не путать представителей этой профессии с антропологами и палеонтологами. Это ведь не так сложно, правда?


06 октября - Ученые Против Мифов в Москве

Интересно

Следует, однако, сделать одно уточнение, без которого непонятна ошибочность распространенного написания «орангутанг». Слово «орангутан» малайского происхождения, составлено из двух слов, означающих, как мы помним, «человек лесной». Добавление буквы «г» в конце резко искажает смысл, означая уже «человек должник». Никому этот замечательный антропоид ничего не должен – «невинное» добавление буквы «г» является грубой ошибкой.

Э.П.Фридман Э.П. Приматы. – М.: Наука, 1979 г.,  с. 188.

Catalog gominid Antropogenez.RU