Мир антропологии

«Палео» да не только: 5 книг для детей по естественной истории

Приятно видеть, что предыдущий материал с советами по детскому чтению оказался востребованным. Действительно, такой вопрос — «Нам бы что-нибудь про эволюцию и антропогенез. Для сыночка-дочки. Они у меня ещё махонькие» — задашь не каждому продавцу в книжном.

Поэтому, как только накопились свежие издания, спешим поделиться советом.

Фото автора

Комикс «Палео»
Джим Лоусон, Дмитрий Бобровник

Изд. Illusion Studios

Возраст: 7+

Одно из ярчайших воспоминаний, как папа привёл меня в Палеонтологический музей. Панно «Древо жизни», несомненно, прекрасно. Но думаю, я не единственный, кто навсегда запомнил бездонный зеркальный колодец перед ним. А после посещения, мы купили настольную игру «Затерянный мир» — в ней надо было охотиться на динозавров, запоминая их названия. Прошло уже больше 20 лет, а я всё это помню, как вчера. Вот так и автор комикса «Палео», Джим Лоусон, предваряет свою работу ностальгическим воспоминание о том, как он с дедом с головой погружался в «Золотую Энциклопедию Естествознания». Так что его «Палео» это воплощённое детское восхищение. Способ всему миру рассказать о том, что динозавры — это КРУТО!

Лоусон приглашает читателя в мир позднего Мелового периода.

Здесь бродят трицератопсы и летают кетцалькоатли. Охотятся альбертозавры, а стегоцеры выводят детёнышей. Это мир великих ящеров, в котором человеку нет места. Как «говорит» самка трицератопса, героиня первого выпуска «Палео», — «Ей незнакомы признательность или благодарность удаче… Денозух также запросто мог схватить и её». Можно и не говорить, что комикс один из самых любимых детских жанров. А под мягкой обложкой вы обнаружите отличный рисунок + захватывающий сюжет (нет, никаких «тираннозавров на истребителях», к сожалению J ), о самых простых вещах для любого живого существа — о нелёгком выживании. В конце каждого выпуска краткая энциклопедическая статья.

В первом выпуске самка трицератопса переживает один трудный день. Во втором — юный дромеозавр становится альфа-самцом. В третьем — малыш стегоцер знакомится с кетцалькоатлем. Четвёртый скоро выйдет из печати и … «shut up and take my money!» Отличный рисунок и напряжённый сюжет о тяготах выживания. Ближайший аналог — «Прогулки с динозаврами». Возраст: 6+

«Эволюция Кэлпурнии Тейт»
Жаклин Келли

Изд. «Самокат»

Возраст: 10+

Представьте, вы девочка. Вам 11 лет. Вы живёте в Техасе в 1899 году и мучаетесь от страшной жары. Жизнь на ферме и так не сахар, но добавим к этому шестерых братьев и регулярные занятия музыкой со строгой учительницей, с хорошо поставленным ударом линейкой по пальцам. И будто всего этого мало, вас зовут … Кэлпурния Вирджния. Бу-э! Думаете, такая жизнь скука смертная? Ни разу, особенно когда «вокруг непрерывно разыгрываются миллионы незаметных трагедий». Вирджиния твёрдо решила стать натуралистом!

Вспомните, когда вы впервые познакомились с наукой? Новый удивительный метод узнать окружающий мир!

Вот были вокруг, камни, деревья, небо… А теперь, это Камни, Деревья, Небо! Каждый таит удивительные истории — о временах великих ящеров, о пылающих звёздах, о взаимосвязи всего сущего. Когда это произошло? Когда родители впервые отвели вас в музей? Когда сами открыли книгу по занимательным наукам? Когда взглянули на муравьишку через лупу и он преобразился в ЧУДОВИЩЕ!?

Книга Жаклин Келли, в первую очередь, художественное произведение. Здесь много того хорошего, за что мы любим детскую литературу. Смешные сценки; переживания, какие бывают самыми важными в 10 лет; увлекательный сюжет. А ещё здесь замечательные герои. Герои, на которых хочешь быть похожим. Молодой читатель? Тебя увлечёт своей страстью Вирджиния. Уже взрослый? Разве ты не хотел бы побыть дедушкой Тейтом, который открывает внучке целый мир?

Сегодня, к счастью, выходит много качественной научно-популярной литературы для детей. Но, не менее важно, чтобы перед детьми появились примеры для подражания. Герои — их ровесники — которые увлечённо применят все эти знания. Такие, как отчаянные персонажи Жюль Верна. Или космическая Маугли — Астравитянка. Как сказал физик Брайан Грин: «Когда дети будут смотреть на великих учёных так, как они смотрят на артистов и музыкантов…» А может даже лучше, чтобы они взглянули на увлечённых ровесников?

Дедушка Тейт, своеобразная тень Дарвина в книге, очень аккуратно и заботливо ведёт Кэлпурнию по пути натуралиста. Он не предлагает ей готовых ответов, а помогает быть внимательной и вдумчивой. По сути, «Эволюция Кэлпурнии Тейт» — это такое введение в критическое мышление для самых маленьких. Как написал недавно другой известный физик Лоуренс Краусс: «Если мы хотим взрастить граждан, которые выносят суждения, основанные на доказательствах, мы должны сделать так, чтобы скептическое мышление стало фактором, формирующим личность с раннего возраста».

Самое замечательное, что есть в книге «Эволюция Кэлпурнии Тейт» — это восхищение наукой, как средством познания окружающего мира. Здесь нет противопоставления учености и невежества Нет их агрессивного противостояния, пусть, аккуратно эта тема и затрагивается. Нет. Жаклин Келли вторит выдающемуся астрофизику Карлу Сагану и мягко напоминает нам, что «наука — это свеча во тьме».

Совсем свежее продолжение книги «Удивительный мир Кэлпурнии Тейт» (2015) уже можно прочитать на русском языке. В ней Кэлли Ви продолжает сопротивляться попыткам мамы вырастить из неё «дочь на выданье» и увлекается исследованием мира животных.

Фото книги.

«Загадка жизни и грязные носки Йоса Гротьеса из Дрила»
Ян Пауль Схуттен, рисунки Флоор Ридер

Изд. «Albus Corvus»

Возраст: 12+

Кто такой Йос Гротьес из Дрила? Это, пожалуй, главная загадка этой книги. И ответ на этот вопрос дать труднее, чем … чем научному журналисту Яну Схуттену рассказать о жизни, Вселенной и всём таком. Вообще книга о «грязных носках» прозрачна уже в самом названии — перед юным читателем рассказ о том, как на планете Земля появилась жизнь (и о том, как появилась сама планета).

О том, как жизнь развивалась (и к чему пришла, естественно).

И о том, что нам со всем этим знанием делать (и в чём его польза, конечно).  Со столь весомой темой Схуттен обращается столь же … легковесно. Он ярок в изложении, меток в сравнениях и остроумен в шутках. И если первые главы вам покажутся излишне наивными, то каждая новая доказывает, с какой ответственностью автор подошёл к работе. Рассказав о геноме, Схуттен подробнее останавливается на природе ДНК. Но здесь нельзя забывать об РНК. Но, постойте, тогда надо и про химическую эволюцию в принципе упомянуть. Больше всего хочется сравнить эту книгу с «Краткой историей времени» Хокинга: при небольшом объёме, вкупе с масштабом и фундаментальностью темы, автору удалось рассказать читателю её легко и на высоком уровне. Заключительная часть книги, как это ни прискорбно посвящена проблеме критики ТЭ, с позиций креационизма и банального невежества. Этот раздел напоминает конспект «Мифов об эволюции» Александра Соколова для детей.  Книга «Загадка жизни и грязные носки Йоса Гротьеса из Дрила», пожалуй, лучший детский науч-поп по теме происхождения жизни и эволюции, что у нас сейчас есть на русском языке.

Обложка книги.

«Кто такой Чарльз Дарвин?»
Нэнси Харрисон

Изд. «Карьера Пресс»

Возраст: 6+

Возрастная маркировка на книге сообщает «6+», что абсолютно верно: по объёму, сложности и уровню подачи материала. Остаётся один вопрос — хотите ли вы рассказать про Дарвина шестилетке? Другое возможное применение книги, как основа для школьного доклада в первых классах. Вообще, книга «Кто такой Чарльз Дарвин» — это очень краткая и очень динамичная биография великого учёного. Из плюсов: рассказ о Дарвине дополняется краткими справками. Риджентс-парк, Альфреде Уоллес, что такое окаменелости т.д. и т.п. Т.е. помещает героя в контекст. Книга «Кто такой Чарльз Дарвин?» входит в серию однотипных кратких биографий (уже вышли про Марко Поло и Юлия Цезаря, готовится про Чингис Хана. Пожалуй, отличная компания!). Каждая страница проиллюстрирована чёрно-белыми карандашными рисунками. Весь объём — сотня страничек, а взрослым книга читается максимум за полчаса. Дополнительное достоинство — лёгкий текст + крупный шрифт — в том, что книгу можно отдать ребёнку для тренировки чтения.

«Первобытные люди»
Илья Носырёв

Изд. «Редкая книга»

Возраст: 7+

Почему пещера подходящее жилище? Как объясниться с соплеменниками? Где искать огонь? Вместо того, чтобы давать готовые ответы, историк Илья Носырёв, предлагает ребёнку-читателю игру. Где это возможно, используя задания, автор подстёгивает детскую любознательность, чтобы ответ не был преподнесен, как очевидный, а был «додуман» самим читателем.

Однажды мы с сыном посетили занятия для детей при Краеведческом музее Сергиева-Посада. В силу возможностей, работники его сделали максимально интересным и вовлеченным. Из рук в руки дети передавали каменные и костяные скребки, разбирались в том, что такое нуклеус. Рассматривали куски древней керамики и те костяные инструменты, которыми наносились узоры. А после и сами делали свои поделки. К слову, занятие проходило на улице в шалаше-реконструкции. Были и другие интересные задания: метание копья и дротика. Изучение следов диких животных. И ещё одно, с которым практически никто не справился. Включая взрослых. Плетение рыболовной сети. Мне показалось, что вот это задание показало собравшимся самым наглядным образом, насколько «примитивными» были наши предки. Эту, главную мысль, транслировали и сотрудники музея — с какими трудностями сталкивались наши «прабабушки и прадедушки из Каменного века», и с какой выдумкой и умением использовали имеющийся материал.

Так и книга историка Ильи Носырёва «Первобытные люди» создана таким образом, чтобы не просто рассказать, удивить или поразить отдельными фактами, но помочь юному читателю влезть в первобытную шкуру.

Поэтому здесь много заданий и игр. Сам формат повествования скачет между текстом, комиксом и чистым рисунком. А сквозной сюжет рассказывает о доисторической семье храбрых охотников Уха и Эха. Или, проще говоря, о двух мальчуганах-сорванцах. Вместе им предстоит освоить речь, обжить пещеру, подчинить огонь и приручить диких зверей и просто выжить в не самом простом мире. Читать такую книгу с ребёнком очень весело и интересно. Текст лёгкий и увлекательный (автор набил руку на популярных исторических текстах в глянцевом журнале «STORY»). Предполагается, что это только первая книга серии «Истории об истории» и на последней страницы главные герои Ух и Ах «ворча и тоскуя» отправляются на встречу новым приключениям. Теперь в Древний Египет.

Восхищенные исследователи Древнего Египта приписали египтянам изобретение множества интересных и полезных вещей, но никто никогда не воздал им должное за изобретение пагубной привычки писать на стенах туристских достопримечательностей. Привычка эта, должно быть, возникла из некоего базового человеческого стремления, ибо она сохранилась до сего дня.

Барбара Мертц. Древний Египет. Храмы, гробницы, иероглифы // Москва, «Центрполиграф», 2007.