English Deutsch
Новости
Мир антропологии

«Синантропы — примитивные люди… Но они люди»: как учёные нашли «пекинского человека»

Эжен Дюбуа подарил миру питекантропа, Иоганн Фульрот — неандертальца. А многие ли знают, кто стал первооткрывателем синантропа — «пекинского человека»? АНТРОПОГЕНЕЗ.РУ рассказывает, как у учёных появилась идея найти «недостающее звено» в Китае, кто из палеоантропологов носил в медальоне ископаемый коренной зуб и как война может уничтожить важнейшие находки.

Бюст синантропа, постоянная экспозиция в Чжоукоудяне.
						Источник: https://commons.wikimedia.org/
Бюст синантропа, постоянная экспозиция в Чжоукоудяне.
Источник: https://commons.wikimedia.org/

Мюнхен, 1903 год. В руки знаменитого палеонтолога Макса Шлоссера попадают десятки ископаемых зубов, которые его приятель-натуралист купил в одной из пекинских аптек. В те времена в аптеках Поднебесной можно было обнаружить уйму такого добра — китайские лекари считали, что зубы обладают целебной силой. «Целебные» моляры действительно сыграли важную роль — правда, не для пациентов, а для науки. 

Дело в том, что благодаря ископаемым зубам Макс Шлоссер сумел описать огромное количество первобытных животных, которые когда-то бегали по территории современного Китая. А однажды среди моляров антилоп и носорогов учёный обнаружил то, что заставило его сердце биться в два раза быстрее. Дело в том, что один зуб из кучи ископаемых остатков принадлежал существу, которое обладало и признаками обезьяны, и признаками человека. К сожалению, спустя несколько лет зуб «промежуточного звена» бесследным образом исчез (впрочем, некоторые учёные предполагают, что зуб — лишь фантазия Макса Шлоссера). В любом случае, после слов учёного о том, что где-то в Китае жили ископаемые предки человека, антропологи со всего мира загорелись идеей найти это неведомое существо.

«Всё, что нам нужно — найти их останки»

Раскопки в Чжоукоудяне, 1929 г.
								Источник: http://magazeta.com/
Раскопки в Чжоукоудяне, 1929 г.
Источник: http://magazeta.com/

Мечта раскопать останки «пекинского человека» зародилась в душе шведского геолога, палеонтолога и археолога Йохана Кюннара Андерсона. В 1918 году Андерсон отправился в небольшой китайский городок исследовать гору Лунгушань в местечке Чжоукоудянь («Лунгушань», кстати, переводится как «гора костей дракона»). Проведя на «костях дракона» несколько недель, Андерсон заявил: «У меня ощущение, что здесь покоятся бренные останки наших предков». 

Вместе с Андерсоном работали коллеги из разных стран —в том числе американец Уолтер Грейнджер. Позже Грейнджер вспоминал: мысль о том, что на этом месте много тысяч лет назад жили древние люди, пришла к Андерсону, когда тот обнаружил залежи кварца. Кварц явно принесли на гору из другого места. «Здесь жили примитивные люди! —воскликнут тогда шведский учёный. — Всё, что нам нужно — найти их останки». Дополнительным доказательством того, что тысячи лет назад местность облюбовали неизвестные родственники человека, служили многочисленные кости животных. По мнению Андерсона, этими животными и питался «пекинский человек». 

Отто Зданский, палеонтолог из Австрии, который тоже работал в группе Андерсона, тут же загорелся желанием найти «недостающее звено». Именно Зданский в 1923 году обнаруживает два коренных зуба существа, которого в будущем назовут «синантропом». Моляры тут же отправили в Уппсальский университет для тщательного анализа. А спустя 3 года Йохан Кюннар Андерсон оповестил: найденные зубы принадлежат неизвестным науке гоминидам (интересно, что это заявление было произнесено во время торжественного приёма шведского принца в Китае). Через несколько месяцев Зданский скромно рассказал о находке в научном издании. «Моё открытие представляет интерес, но не имеет эпохального значения», — резюмировал в своей статье палеонтолог.

Нет крупных находок — нет гранта

Дэвидсон Блэк
									Источник: https://commons.wikimedia.org/
Дэвидсон Блэк
Источник: https://commons.wikimedia.org/

Вскоре в истории о «пекинском человеке» появляется ещё одно действующее лицо —канадский медик и палеоантрополог Дэвидсон Блэк. Блэк настолько вдохновился находкой Андерсона и Зданского, что убедил Фонд Рокфеллера выдать грант на поиски останков древних людей. Вскоре Дэвидсон Блэк становится куратором исследований в Чжоукоудяне, а спустя некоторое время его команда обнаруживает коренной зуб, который принадлежал архаичному человеку. Обрадованный канадец тут же заказывает себе медальон, в который кладёт драгоценный зуб. А затем публикует статью в журнале Nature, в которой описывает новый род и вид —Sinanthropus pekinensis. Новоиспечённых синантропов научное сообщество восприняло со скептицизмом — по словам коллег по цеху Блэка, новый род никак нельзя описывать по трем зубам. Фонд Рокфеллера, кстати, тоже встал в позу: Блэку заявили, что нового гранта можно не ждать, пока не будут найдены более крупные останки синантропа.

В 1928 году археологи из команды Блэка находят нижнюю челюсть, ещё несколько зубов и фрагменты черепа синантропа. Обрадованный Фонд Рокфеллера тут же выделяет Блэку $80,000, и на эти деньги канадец основывает научно-исследовательскую лабораторию кайнозоя (Cenozoic Research Laboratory). Полевыми работами руководит китайский палеонтолог и антрополог Пэй Вэньчжун. Кстати, именно он 2 декабря 1929 года обнаруживает череп «пекинского человека». Череп – низкий, с массивными надбровными дугами – оказывается сходным с уже известным науке питекантропом, хотя и отличается от него некоторыми прогрессивными особенностями (сейчас и яванского питекантропа, и синантропа относят к виду Homo erectus). 

Череп синантропа. Реконструкция
										Источник: Noel T. Boaz and Russell L. Ciochon. Brute of Dragon Bone Hill. NewScientist | 17 April 2004 p. 33.
Череп синантропа. Реконструкция
Источник: Noel T. Boaz and Russell L. Ciochon. Brute of Dragon Bone Hill. NewScientist | 17 April 2004 p. 33.

К этому времени участники раскопок уже выяснили, что синантропы оказались весьма продвинутыми: они пользовались довольно сложными орудиями труда и охотились на крупных животных. Некоторые антропологи высказывали предположение, что синантропы были каннибалами и запросто могли поужинать мясом своего товарища – на это намекали повреждения на останках синантропов. А вскоре французские теологи и антропологи Пьер Тейяр де Шарден и Анри Эдуар Проспер Брёйль пришли к выводу, что синантропы пользовались огнём (правда, позднее эти выводы были оспорены).

О Шардене стоит упомянуть отдельно — этот учёный и философ, который ратовал за переосмысление догматов католичества в понятиях теории эволюции, считается одним из первооткрывателей синантропа. Он приехал в Чжоукоудянь в 1929 году, исследовал останки «пекинского человека», описал стратиграфию памятника и тем самым заработал себе славу в научных кругах. В частности, изучив особенности фауны и геологию пещеры, де Шарден пришел к выводу, что синантропы населяли её задолго до того времени, когда в Европе появились неандертальцы (сейчас возраст синантропов оценивают в 770 – 400 тыс. лет). Находка останков человека «донеандертальского типа» в столь древних слоях стала очередным подтверждением учения об эволюции наших предков. 

С черепом в руке

Пьер Тейяр де Шарден
											Источник: https://ru.wikipedia.org/
Пьер Тейяр де Шарден
Источник: https://ru.wikipedia.org/

15 марта 1934 года умирает Дэвидсон Блэк: однажды вечером коллеги нашли его бездыханным у себя в кабинете. Канадец умер от сердечной недостаточности. Символично, что даже в момент смерти в руках учёного находился череп «пекинского человека». По воспоминаниям друзей, синантропы были дороже Дэвидсону Блэку, чем семья. «Синантропы — примитивные люди… Но они люди», — так говорил о любимых ископаемых гоминидах выдающийся учёный.

После смерти Блэка руководить раскопками стал немецкий антрополог Франц Вейденрейх. Его перу принадлежит подробнейшее описание останков пекинского человека. Почти каждый день приносил новые интересные находки – помимо останков синантропов, учёные обнаружили множество костей неизвестных науке животных и тысячи орудий.

Раскопки в Чжоукоудяне продолжались вплоть до 1937 года, когда на территорию Китая вторглись японцы. К тому времени за более чем десять лет постоянных раскопок учёные нашли около 200 останков синантропов, принадлежащих 40 индивидам — в том числе 14 черепов и их фрагментов. Но история костей удивительных гоминид — одна из самых печальных и таинственных в истории мировой антропологии. В 1941 году, когда к Пекину стали приближаться японские войска, коллекцию погрузили на специальный поезд, отбывавший в морской порт. Дальнейшая судьба коллекции неизвестна. То ли эшелон был захвачен и разграблен на пути в порт. То ли коллекцию успели погрузить на военный корабль, но его потопили японцы, и ящики с костями оказались на дне моря. Во всяком случае, останки синантропов бесследно исчезли.

Исследователи Чжоукоудяня после находки черепа синантропа в декабре 1929 года. Слева направо: Вэньчжун Пэй, Хенчен Ван, Гонму Ван, Чжунцзянь Ян, Биргер Болин, Дэвидсон Блэк, Пьер Тейяр де Шарден, Джордж Барбур.
Исследователи Чжоукоудяня после находки черепа синантропа в декабре 1929 года. Слева направо: Вэньчжун Пэй, Хенчен Ван, Гонму Ван, Чжунцзянь Ян, Биргер Болин, Дэвидсон Блэк, Пьер Тейяр де Шарден, Джордж Барбур.

Загадочная пропажа костей синантропов не могла не породить сплетни о том, что, может, на самом деле никакого «пекинского человека» и не было. Блэка и его коллег пытались обвинить в мистификации. Но, к счастью, до момента пропажи коллекции учёные не сидели сложа руки. Находки успели сфотографировать, измерить, подробно описать и сделать слепки. По этим копиям синантропов продолжали и продолжают изучать. А после Второй мировой войны раскопки в Чжоукоудяне возобновились, и в 50-е годы здесь нашли новые кости, в том числе черепные фрагменты — идеально подходящие к одному из утраченных черепов «пекинского человека». Так что сегодня мы с уверенностью можем говорить, что примерно полмиллиона лет назад на территории Поднебесной жили и охотились удивительные гоминиды — синантропы.


Софья Ковалёва

 


Интересно

"Люди ошибались, считая, что Земля плоская. Люди ошибались, полагая Землю идеальной сферой. Но считать, что первые и вторые ошибались в равной степени - это ещё большая ошибка, чем у первых и вторых вместе взятых".

Азимов А. Относительность неправды (The Relativity of Wrong). 1988.

Catalog gominid Antropogenez.RU