English Deutsch
Новости
Мир антропологии

Череп и кости: тайны погребений древних бразильцев

Похороны были непростым делом в доисторической Бразилии. Трупы старательно расчленялись и выставлялись на всеобщее обозрение. По всей видимости, некоторые их части варили и ели, а затем кости тщательно очищались. Ещё больше подробностей - в материале АНТРОПОГЕНЕЗ.РУ.

Фото: LEEH-USP
Фото: LEEH-USP

Известен как минимум один случай, когда черепная коробка была использована древними бразильцами в качестве удобного хранилища для сваренных и очищенных от плоти костей. 

По мнению международной группы археологов - специалистов в области погребений, эти замысловатые ритуалы предоставляют уникальную возможность взглянуть на систему верований древнего охотника-собирателя. Однако другие исследователи предупреждают о том, что порой на основе любопытных находок учёные делают слишком далекоидущие выводы. 

Охотники-собиратели, жившие в центральной части Южной Америки около 10 тыс. лет назад, традиционно рассматривались как люди, которые неохотно воспринимали новшества. Но Андре Штраус (André Strauss) из Института эволюционной антропологии Макса Планка в Лейпциге придерживается иной точки зрения. Он и его коллеги исследовали захоронения Лапо до Санто (Lapo do Santo) в восточно-центральной Бразилии и обнаружили доказательства того, что погребальные ритуалы претерпели резкие изменения целых два раза в течение всего лишь 2 тыс. лет. 

Первые захоронения на месте раскопок (10,6 – 9,7 тыс. лет назад) были действительно простыми: тела размещены по одному, в позе эмбриона. Но около 9,6 тыс. лет назад погребальные ритуалы стали гораздо более сложными и загадочными: некоторые данные указывают на отсроченное захоронение и манипуляции с останками. 

Одно из захоронений содержит только отделённые от тела голову и две руки, размещённые поперёк лица. В другом захоронении примерно того же периода был найден почти целый скелет - но, загадочным образом, центральные части берцовых костей были отрезаны и удалены.

Другие погребения, относящиеся к этому же времени, содержат исключительно наборы из множества таких же сегментов костей конечностей нескольких скелетов. Еще чаще захоронения содержат трубчатые части костей, раздробленные на мелкие куски, обожжённые и - судя по царапинам на костях - очищенные от мяса. Это может означать, что приготовленное мясо было съедено членами общины. Впоследствии некоторые кости были собраны и помещены в черепную коробку, которую затем захоронили.

Около 8,6 тыс. лет назад погребальные ритуалы снова изменились. Захоронения стали гораздо более простыми, люди возвратились к традиции погребения одного тела в могиле. Но размеры могил достигали лишь 50 сантиметров в диаметре, а кости внутри них были перемешаны. Это говорит о том, что мертвые тела оставляли гнить, а потом уже собирали и хоронили. 

Штраус считает, что подобные изменения - от простых погребений к сложным, а затем обратно к относительно простым - могут отражать ключевые события, происходившие в обществе охотников-собирателей.

Резкий переход к новому виду погребений, произошедший 9,60 тыс. лет назад, может означать многое. Сложный ритуал часто рассматривается как способ укрепить социальную сплоченность общины в трудные времена.

Древние могильщики

Фото: Andre Strauss
Фото: Andre Strauss

Штраус считает, что все сложные погребения между 9,6 и 8,6 тыс. лет назад отражают различные аспекты единой сложной погребальной практики. Тела умерших, по всей видимости, обрабатывались специальным образом. Возможно, существовали специальные люди, которые были своеобразными «погребальными служителями». 

По словам Штрауса и его коллег, эти служители, вероятно, расчленяли трупы на отдельные части: головы были обработаны иначе, чем тела, средние части длинных костей - иначе, чем их концы, и так далее. Это может свидетельствовать о том, что древние охотники-собиратели имели «дуалистические» верования, сходные с документированными религиозными представлениями более поздних цивилизаций Южной Америки. Возможно, они воспринимали мир как ряд противоположностей: день и ночь, мужчина и женщина, лево и право, что и могло повлиять на их религиозные обычаи.

Однако Давид Чикоин (David Chicoine), профессор Университета штата Луизиана в Батон-Руж, предостерегает от неверной интерпретации данных. «Результаты раскопок представлены хорошо и, очевидно, существенны, но мы должны принять во внимание ограниченность выборки», – говорит он. Например, имеется только два «простых» погребения самого раннего периода, поэтому не ясно, насколько они отражают погребальные практиками того времени.

Провокационное предположение

Предположение, что тела обрабатывались погребальными служителями, особенно интригующе, говорит Чикоин, учитывая, что такого рода практики, как правило, ассоциируются со сложными обществами, а не общинами охотников-собирателей. Он говорит, что команде исследователей, возможно, потребуется более серьезная доказательная база, чтобы убедить других археологов в существовании таких могильщиков.

Лоуренс Оуэнс (Lawrence Owens) из Колледжа Биркбек говорит, что погребения вызывают больше вопросов, чем ответов. Его особенно заинтересовала челюсть из одного из сложных захоронений, имеющая два аккуратно просверленных отверстия. Учёный полагает, что эта кость когда-то была подвешена на шнурке, и её надевали в качестве украшения. 

Штраус надеется, что его исследование приведет к переоценке археологии региона. Данная местность изучалась на протяжении примерно 170 лет, и, согласно Штраусу, учёные сталкивались с различными погребальными практиками, но никто не стремился соединить отдельные факты воедино, чтобы составить полную картину. «Все эти учёные столкнулись с теми же свидетельствами, которые мы описали сейчас, но они недооценили их важность», - говорит он.

Ольга Султанова


Источники:


21 октября - Ученые Против Мифов в Москве

Интересно

«Если не углубляться в Античность и Средневековье, то можно сказать, что всё на­чалось с Христофора Колумба, который обнаружил в открытой им части света новую расу людей. Сперва этот факт просто вызывал удивление, но когда Америго Веспуччи убедил мир в том, что открыт именно новый материк (1503), возник вопрос: могут ли его жители быть потомками Адама? Те, кто отвечал утвердительно, позже стали именоваться моногенистами. Их позиция служила базой для защитников прав индей­цев на человеческое существование. Их противники - полигенисты, давали аргумен­тацию тем, кто видел в индейцах всего лишь «говорящий скот». Можно сказать, что моногенизм предварял идею эволюции человека.

Чайковский Ю.В., Пятьсот лет споров об эволюции, журнал «Вопросы философии», 2009 г., N 2, с. 71. Цитата предоставлена Викентьевым И.Л.

Catalog gominid Antropogenez.RU