English Deutsch
Новости
Мир антропологии

Cобаки были верными спутниками древних японцев

До того как собаки стали нашими друзьями, они были помощниками человека на охоте, выслеживали и нападали на оленей и диких кабанов. По крайней мере, таково расхожее мнение. На самом деле у ученых не так много доказательств, что древние приручённые волки на самом деле играли эту роль. Теперь, благодаря исследованию более сотни доисторических погребений собак в Японии, появились весомые доказательства того, что собаки действительно помогали людям охотиться и порой могли играть решающую роль для выживания человека в некоторых уголках мира.

Реконструация охоты дзёмонцев. Niigata Prefectural Museum of History
Реконструация охоты дзёмонцев. Niigata Prefectural Museum of History

«Наконец у нас появились наглядные свидетельства», - говорит Мелинда Зедер (Melinda Zeder), археозоолог из Смитсоновского института Национального музея естественной истории в Вашингтоне, округ Колумбия. Она не принимала участия в исследовании, но отмечает, что оно основано на данных японской литературы по археологии, редко изучаемой зарубежными коллегами. «Находки были фактически у всех на виду».

Проект начался с того, что аспирантка Даремского университета в Великобритании Анджела Перри (Angela Perri) сама отправилась на охоту. Анджела хотела получить представление о том, как собаки могли помогать древним людям охотиться, поэтому в 2011 году она решила присоединиться к группе японских предпринимателей, охотившихся на диких кабанов в густом лесу возле Хиросимы. «Было страшно», - говорит Перри, ныне зооархеолог Института эволюционной антропологии общества Макса Планка в Лейпциге, Германия. «Звук, который издаёт вепрь, похож на шум приближающегося поезда. Животное очень агрессивно, с большими клыками, в любой момент готовое атаковать».

И всё же наибольшее впечатление на неё произвели собаки. Охотники привезли с собой пять гончих породы сиба-ину, среднего размера, с лисьими мордами, которые стремглав бросились в лес отслеживать добычу. «Примерно через 10 минут мы услышали их лай», -говорит Перри. «Если бы мы искали диких кабанов самостоятельно, нам понадобилось бы 4 часа». Когда охотники нагнали собак с добычей, те оказались еще полезней, поскольку защищали людей и предупреждали о приближении кабанов.

Собака породы сиба-ину. Источник: https://ru.wikipedia.org/
Собака породы сиба-ину. Источник: https://ru.wikipedia.org/

Вдохновлённая этим опытом, Перри начала искать в японской научной литературе упоминания о древних собаках. Она сосредоточилась на культуре периода Дзёмон – тогда, 16 000 - 2 400 лет назад , архипелаг населяли охотники-собиратели. Жители северной части архипелага ловили дельфинов и китов, в то время как население южной оконечности занималось более традиционным рыболовством. Дзёмонцы на восточном побережье крупнейшего острова Японского архипелага Хонсю вылавливали различные виды моллюсков, но в основном жили за счёт леса. Сначала холодный сосновый лес острова был местом обитания крупных животных, таких как слоны и бизоны. Затем в начале голоцена, примерно 10 - 12 тыс. лет назад, произошло глобальное потепление. Сосны уступили место дубам, клёнам и берёзам, а фауна стала мельче, появились олени и дикие кабаны.

Перри предположила, что собаки должны были высоко цениться голоценовыми охотниками благодаря навыкам выслеживания, преследования и удерживания дичи. Её догадки подтвердились данными японской научной литературы. Примерно 9 тыс. лет назад жители острова Хонсю начали хоронить своих охотничьих собак в раковинных насыпях, вместе с людьми.

Подобно умершим людям, собаки (напоминающие сиба-ину) размещались отдельно и, по всей видимости, были специально положены в определённую позу. «Они как будто спали, свернувшись калачиком», - говорит Перри. У некоторых были следы травм, возможно, полученных на охоте: сломанные зубы и переломы конечностей. Многие кости срослись, предположительно благодаря человеческой заботе. В некоторых захоронениях оказался погребальный инвентарь: раковинные браслеты и пояса из оленьего рога. «Они обращались с умершими собаками так же, как с охотниками-людьми», - считает зооархеолог.

Перри обнаружила 110 задокументированных погребений, древностью до 300 года до н.э, когда жители острова обратились к сельскому хозяйству. В более поздних археологических отчётах останки собак фигурируют только как случайные груды костей. По всей видимости, собак часто убивали, ели, а кости выбрасывали. То же самое было характерно для жителей южной и северной частей острова, где не нуждались в собаках для охоты.

2500-летний бронзовый колокол с изображением охоты с собаками. Источник: Tokyo National Museum (http://www.tnm.jp/
2500-летний бронзовый колокол с изображением охоты с собаками. Источник: Tokyo National Museum (http://www.tnm.jp/

Тот факт, что собаки почитались древними жителями Японии только тогда и в том месте, где они служили идеальными помощниками охотникам, наводит на мысль о том, что они действительно играли эту роль, - рассказывает Перри в своей статье в журнале Antiquity. Она также обращает внимание читателей на бронзовый колокол возрастом 2500 лет, найденный на восточном побережье Хонсю. Гравюра на этом колоколе, как полагают, изображает события еще более далёкого прошлого: кабана, окруженного охотничьими собаками. 

«Я полагаю, что это вполне достоверное исследование», - говорит Дарси Мори (Darcy Morey), зооархеолог из университета Рэдфорд в Вирджинии, занимающийся изучением древних захоронений собак. Тем не менее, продолжает он, «это лишь косвенные доказательства». Мори предполагает, что дзёмонцы этого периода могли почитать своих собак по религиозным или иным причинам, не связанным с их охотничьей доблестью. 

Зедер соглашается, отмечая, что жители этой части острова теоретически могли вести более осёдлый образ жизни, чем племена на севере и на юге, и, таким образом, ценили собак за их способность охранять поселения. Для того, чтобы теория об охотничьих собаках звучала более убедительно, Зедер хотела бы увидеть изменения «породных» качеств собак с течением времени, со сдвигом в сторону улучшения охотничьих качеств, таких как увеличение массы тела и скорости животного. Тем не менее, Зедер признаёт заслуги Перри, которая вместо того, чтобы просто выдвигать голословные предположения, искала реальные данные, поддерживающие её теорию. 

Что касается резкого изменения отношения дзёмонцев к собакам с освоением земледелия, Зедер говорит, что «люди оказались гораздо менее надёжными и преданными друзьями, чем собаки». «Хорошо бы нам стать похожими на них в этом отношении», - шутит она.


Ольга Султанова

Источник: 


Интересно

К человеческому роду причисляли следующих животных: ленивца под именем «дикий индеец», моржа как «морского че­ловека» и орангутана как «дикого азиата» или «лесного человека».  Линней решил покончить с неразберихой в информации о людях, при­нимаемых за животных, и о животных, принимаемых за людей. В 10-м издании своей «Системы природы» (1758), которая разрослась до 1384 страниц, великий систематизатор создал отряд приматов, куда вместе с летучими мышами (!), полуобезьянами и обезьянами поместил род чело­века (Homo)... В человеческий род он включил два вида: Homo sapiens (Человек ра­зумный) и Homo silvestris s. troglodytes (Человек лесной, или Троглодит). В свою очередь, вид Человек разумный разделялся на шесть разновидно­стей...

Catalog gominid Antropogenez.RU