Мир антропологии

Публикации

31.05.2012Станислав Владимирович Дробышевский
Мозг верхнепалеолитических людей и даже неандертальцев был в среднем гораздо больше современного. Средний мозг мужчин поздних неандертальцев по самой низкой оценке имел объём 1460 см3, чаще же приводятся цифры больше 1500 см3 (возможная разница обусловлена неточностями в определении объёма мозга у фрагментарных находок и применением разных методов измерения). В верхнем палеолите показатели примерно такие же, около 1500 см3, может, даже бóльшие, чем у палеоантропов. Для современных же мужчин всех рас средний размер равен примерно 1425 см3, вместе с женщинами – 1350 см3
01.05.2012Ярослав Всеволодович Кузьмин
Для подготовленных читателей
В настоящее время в практике геоархеологических исследований все более важное место занимает определение возраста доисторических погребений, в первую очередь путем радиоуглеродного датирования костей древних людей. В Западной и Центральной Европе насчитывается не менее 20-30 находок неандертальцев и людей современного типа, для которых получены прямые (т.е. непосредственно по костям человека) радиоуглеродные даты. Для Восточной Европы таких данных гораздо меньше; всего можно насчитать не более десятка прямых определений возраста костей палеолитического человека. При этом одним из наиболее важных (и до сих пор непонятных до конца) объектов для всей Евразии является Сунгирь.
28.04.2012Андрей Васильевич Шаповалов, Анна Николаевна Андреева
Среди богатейшего собрания редких книг Государственного Дарвиновского музея можно обнаружить не только издания, замечательные своей древностью или редкостью, но и публикации, которые по праву можно назвать «глашатаями науки». Благодаря им весь просвещённый мир узнавал о великих научных открытиях современности. Среди таких изданий — 51-ый выпуск Leader Reprints, вышедший в свет в 1930 году и рассказывающий о находке в окрестностях столицы Китая черепа «пекинского человека», или синантропа. В этой брошюре под одной обложкой объединены сокращённые тексты шести докладов, которые были прочитаны на небольшом совещании под эгидой Геологического общества Китая. Это стало первым публичным собранием, где были обнародованы ошеломляющие результаты экспедиции молодого китайского палеонтолога Вэньчжуна Пэя.
01.03.2012Александр Григорьевич Козинцев
Для подготовленных читателей
Некоторые из древнейших эволюционных изменений в гомининной линии изучены генетиками из группы Д. Кингсли. В центре их внимания – делеции (утраты) в геноме человека, особенно такие, которыми человек отличается от всех млекопитающих включая шимпанзе. Таких утрат обнаружилось 510, причем большинство из них у человека фиксированы. Почти все они относятся к некодирующим участкам, которые регулируют функции соседних генов. Одна делеция, вблизи гена рецептора андрогенов, ответственна за утрату сенсорных вибрисс и эпидермальных наростов на пенисе (последние свойственны самцам млекопитающих от мыши до шимпанзе). Другая высвобождает опухолевый рост, что вдобавок, как ни удивительно, приводит к усиленному развитию переднего мозга.
11.02.2012
Наша Читательница Ольга Байрд прислала серию снимков, сделанных ею в разных музеях мира.
14.01.2012Ярослав Всеволодович Кузьмин
В настоящее время для Восточной Европы и Азии по 18 скелетам ископаемых людей эпохи плейстоцена (двум неандертальцам и 16 находкам человека современного типа) получены прямые радиоуглеродные даты. Возраст неандертальцев – около 35–40 тыс. лет (радиоуглеродных); костей человека современного типа – от более 40 тыс. лет до 13900 лет. Ситуация в целом ясна, однако для ряда находок (Сунгирь; пещеры Окладникова и Мезмайская) требуются дополнительные исследования. В отношении количества находок палеолитических людей, имеющих прямые радиоуглеродные даты, Восточная Европа и Азия явно уступают Центральной и Западной Европе, где уже получено уже около сотни определений возраста такого рода объектов.
28.12.2011Александр Борисович Соколов
Перед Вами – 10 научных событий уходящего года, которые, по статистике  портала АНТРОПОГЕНЕЗ.РУ, вызвали наибольший интерес наших Читателей. Конечно, этот год был весьма насыщен открытиями, исследованиями, научными дискуссиями. И мы признаем, что за пределами этого списка осталось немало достойных и ярких событий…

Наши научные "финалисты" расположены в хронологическом порядке.

Итак:
15.12.2011Андрей Игоревич Козлов
Сегодня роль витамина D представляется нам значительно большей, чем это казалось ещё десятилетие назад. Согласно современным оценкам, он обеспечивает до 3% вклада в реализацию генома человека. От витаминного статуса зависит строение костей, функциональное состояние мышечной системы, и даже уровень интеллекта. Рахит – только одно, правда, наиболее известное проявление D-гиповитаминоза. Сейчас мы не воспринимаем его как серьёзное заболевание, но вплоть до начала ХХ века рахитически суженный таз у женщин часто приводил к осложнениям в родах.Распространение рахита и высокая частота гибели женщин родами рассматривается как одна из причин вымирания первой волны европейских переселенцев в Гренландию в начале XV в.
08.12.2011Станислав Владимирович Дробышевский
Для подготовленных читателей
Ореопитек в руках учёных, или Учёные в лапах ореопитека
Людям, далёким от науки, может казаться, что далёкие от реальной жизни чудаки-учёные в тиши своих кабинетов годами тихонько поскрипывают перьями по пергаменту, выцарапывая на нём тайны мироздания, а после с тихой гордостью являют свои манускрипты на суд дружного и сплочённого научного сообщества. Почтенные, убелённые сединами академики на торжественном заседании степенно возлагают лавры на главу достойного, после чего он углубляется в дебри науки на следующие годы.
03.12.2011Андрей Игоревич Козлов
От Редактора: Публикуем несколько лаконичных отзывов доктора биологических наук Андрея Игоревича Козлова на вышедшие несколько лет назад книги около-антропологической тематики, среди которых – и пара нашумевших в свое время бестселлеров. Материал весьма актуален и рекомендуется к прочтению, учитывая ситуацию дефицита вменяемой научно-популярной литературы...

Статьи, помеченные значком , ориентированы на подготовленного Читателя.

Статьи, рядом с которыми стоит 2 значка: - ориентированы на хорошо подготовленного Читателя.

Все свои жалобы индейцы заканчивали словами: «И все потому, что мы бедные индейцы и ничего не знаем; но все было иначе, когда у нас был король».

Чарлз Дарвин. Путешествие натуралиста вокруг света на корабле «Бигль». Москва, ГИГЛ, 1953 г.,  с. 332.