Мир антропологии

Публикации

24.07.2011Лев Самуилович Клейн
Находки костей человека вместе с костями ископаемых животных, в одном слое, попадались с очень раннего времени (Van Riper 1993).
24.07.2011Лев Самуилович Клейн
Но как бы там ни было, всеми благочестивыми интерпретаторами на археологическую первобытность отводилось всего несколько тысяч лет. Доисторическое прошлое человечества еще в XIX веке мыслилось неглубоким, даже менее глубоким, чем историческое прошлое, и в общем сравнительно плоским.
04.08.2011Светлана Александровна Боринская, Николай Казимирович Янковский, Андрей Игоревич Козлов
На протяжении сотен тысяч лет человек, как и его ближайшие предки, вел образ жизни охотника-собирателя. С развитием земледелия и скотоводства изменился его образ жизни и питания.  С середины ХХ века, когда настала эра антибиотиков и всеобщей вакцинации, значительно увеличилась продолжительность жизни. Раньше жизни людей уносили преимущественно эпидемии и голод, сейчас на первые места вышли заболевания сердечно-сосудистой системы и рак. Резко возросла частота диабета, ожирения и других нарушений обмена веществ.  Исходные, предковые аллели не обеспечивают генетической защиты от таких заболеваний, и из нейтральных или полезных «внезапно» (на протяжении всего нескольких столетий) превратились в опасные, став фактором риска «болезней цивилизации».
03.07.2011Александра Петровна Бужилова
Для подготовленных читателей
Показатель среднего возраста умерших, реконструированный по анализу остеологических находок неандертальцев и более ранних гоминид, колеблется в интервале 20-23 года. Скурпулезное исследование демографических параметров европейских неандертальцев (206 индивидов), проведенное американским исследователем Э. Трипкаусом, выявило несколько закономерностей. Структура неандертальских групп, по мнению исследователя, повторяет структуру современных человеческих популяций. Однако ранняя смертность в первой половине интервала 20-29 лет, т. е. в наиболее активном репродуктивном возрасте, указывает на существенное влияние негативных факторов среды.
30.06.2011Андрей Игоревич Козлов
Вам сколько кусочков сахару, или  Почему ненцы не едят грибов
Энергетическая ценность белков и жиров, входивших в традиционную диету эскимоса (см. первую строку таблицы), означала потребление здоровым активным мужчиной примерно полутора килограммов мяса и 160 граммов животного жира ежесуточно... Такое невероятное, на взгляд европейца, содержание белков и жиров в пище должно было вызвать пристальный интерес со стороны врачей – ещё бы, европейцам при таких нагрузках не избежать атеросклероза! Особенности жирового обмена у коренных северян изучаются медиками, антропологами и генетиками с 1960-х годов.
28.06.2011Любовь Витальевна Голованова, Владимир Борисович Дороничев
Для подготовленных читателей
Современное состояние исследований, в том числе датирования стоянок “Русского Севера” вызывает еще очень много вопросов. Один из них – это корреляция хронологии памятников и палеогеографических событий позднего плейстоцена. Современная хронология памятников этого региона (см. Svendsen et al., 2010, Fig. 15) приводит к тому, что время существования большинства стоянок странным образом попадает на наиболее неблагоприятные периоды, когда происходило похолодание и расширение на юг арктических ледниковых покровов.
12.06.2011
Видеозапись выступления Марии-Антуанетты де Люмле в Государственном Дарвиновском Музее 13 марта 2011 г.

Ведущий французский палеоантрополог рассказывает о том, как открытия последних десятилетий изменили картину эволюции далеких предков современного человека.
08.06.2011Александра Петровна Бужилова
Палеопатология: медицинская экспертиза спустя тысячелетия...
Пример палеопатологической реконструкции, которая интересна и историкам, и обычным людям, — болезни Ивана Грозного. По историческим источникам хорошо известно его неуравновешенное поведение. К концу жизни у него бывали приступы слабости. Очевидцы писали также, что после 45 лет царь заметно располнел. Посол Священной Римской империи Даниил Принц из Бухаве, видевший Ивана Васильевича в 1576 году, писал о нем в своем сочинении «Начало и возвышение Московии»: «Он очень высокого роста, тело имеет полное сил и довольно толстое». Палеопатологические данные позволяют предположить, что у Ивана Грозного был диабет...
30.05.2011Евгений Николаевич Мащенко, Борис Александрович Трофимов
Самые большие человекообразные обезьяны - гигантопитеки
По степени внимания, которое уделяли находкам этих огромных обезьян журналисты, гигантопитеки могут сравниться, пожалуй, лишь с древнейшими предшественниками человека, остатки которых были обнаружены в Восточной Африке. С гигантопитеком связывались многочисленные “сенсационные” сообщения о так называемом “снежном человеке” (с которым эта гигантская обезьяна не имеет ничего общего) из Гималаев или других труднодоступных районов Азии. В 70-80-е годы нынешнего столетия интерес к гигантопитекам постепенно начал угасать, и из массовой печати исчезли даже отрывочные сообщения о них. Поиск новых фактов, подтверждающих существование этих приматов, сместился в конце концов в область профессиональных интересов палеонтологов и палеоантропологов. Однако мысль о гигантских обезьянах неожиданно вдохновила кинорежиссеров, создавших серию фильмов о чудовищных обезьянах-монстрах, доживших до наших дней в джунглях на островах Юго-Восточной Азии.
26.04.2011Светлана Александровна Боринская, Николай Казимирович Янковский, Андрей Игоревич Козлов
Для подготовленных читателей
Для коренного населения Юго-Восточной Азии характерно сочетание «быстрых» ферментов первого этапа с «медленными» ферментами второго этапа. В результате при приеме спиртного этанол быстро перерабатывается в токсичный ацетальдегид (первый этап), а его дальнейшее удаление (второй этап) происходит очень медленно. Такой вариант метаболизма алкоголя приводит к тому, что при приеме тех же доз этанола концентрация альдегида в крови в 10-30 раз выше, чем у европейцев. Около 70%-80% населения Китая и Японии являются носителями одной или обеих упомянутых мутаций. Соответственно, около трети китайцев могут употреблять алкоголь в "европейских" дозах.

Статьи, помеченные значком , ориентированы на подготовленного Читателя.

Статьи, рядом с которыми стоит 2 значка: - ориентированы на хорошо подготовленного Читателя.

После смерти Сталина, с приходом к власти Хрущёва, Лысенко, по традиции, пригласили на пленум Центрального Комитета партии. Хрущёв был ошарашен его выступлением; передавали, он сказал, что его радует, когда колхозник говорит языком учёного, но он не может понять, почему академик говорит подобно малограмотному мужику...