Мир антропологии

Публикации

14.08.2010Александр Александрович Зубов
Для очень подготовленных читателейДля очень подготовленных читателей
Homo helmei Dreyer, 1935: эволюционные и таксономические аспекты
Формы эволюции древних гоминин могли быть разнообразными в пространстве и во времени. В.В.Бунак писал, что в эволюции человека имела место как кладогенетическая, так и анагенетическая модель развития (Бунак, 1959). Многие исследователи считали и считают кладогенез – эволюционное «ветвление» - преобладающей формой, иногда даже вообще отрицая, возможность анагенеза – прямого последовательного процесса смены преемственных вариантов эволюционирующего таксона. Приняв как основу систематики рода Homo кладистскую модель, исследователь должен найти точки дивергенции таксонов эволюционного древа, что как правило, сложно в силу «сетевидного» характера эволюции гоминин, миграций и отсутствия данных о скорости эволюции.
08.08.2010Мария Борисовна Медникова
Для подготовленных читателей
Рецензия на книгу: “The Neandertal Adolescent Le Moustier 1. New Aspects, New Results”
“The Neandertal Adolescent Le Moustier 1. New Aspects, New Results”/ H.Ullrich (Ed.). Berliner Beitrage zur Vor – und Fruhgeschichte, N.F., Bd.12.  Berlin, 2005, 354 p.
В канун 150-летнего юбилея открытия самого известного «классического» неандертальца в германской пещере Фельдховер (найден в 1856 г.) научное сообщество получило замечательный подарок в виде коллективной монографии, посвященной не менее известной и давно «классической» во многих отношениях находке – останкам неандертальского подростка Ле Мустье 1. Скелет индивидуума, жившего около 40 тысяч лет назад, стал объектом комплексного междисциплинарного исследования. Уникальность Ле Мустье 1 до сих пор заключается в наилучшей для среднего палеолита сохранности черепа подростка, в возможности совокупного рассмотрения элементов зубной и посткраниальной системы.
08.08.2010Мария Всеволодовна Добровольская
Для подготовленных читателей
Экологические особенности пищевых ресурсов, наиболее активно используемые верхнепалеолитическими насельниками, отличаются. Более широк диапазон  животных организмов. Это не только наземные травоядные млекопитающие, но и водная фауна. В данном случае, мы имеем в виду пресноводную фауну. Так, исследователи считают, что индивид из Костенок I примерно половину животных белков получал из организмов водного происхождения (рыбы, водоплавающие птицы).
Для очень подготовленных читателейДля очень подготовленных читателей

Исследования древней ДНК, извлеченной из музейных образцов, археологических и палеонтологических находок, начали развиваться 25 лет назад с определения последовательности нуклеотидов (секвенирования) коротких фрагментов митохондриальной ДНК (мтДНК). Развитие методов экстракции и анализа нуклеиновых кислот позволило перейти к реконструкции полных митохондриальных геномов в древних останках. Это позволило делать заключения не только о самих организмах, вымерших десятки тысяч лет назад, но и об их популяциях и эволюции. Сейчас удается секвенировать участки ядерного генома вымерших организмов (мамонт, неандерталец) и делать заключения об их фенотипических признаках. Исследования древней ДНК стали уникальным инструментом проверки эволюционных гипотез и комплексной реконструкции истории изменений биоты. Особое внимание привлекают исследования ДНК из человеческих останков, позволяющие восстановить историю взаимоотношений различных популяций древних людей. Выявились методические особенности и проблемы, специфичные для работы с древней ДНК. Анализ этих проблем и подходы к их разрешению представлены в данном обзоре.
Для подготовленных читателей
О генетических отличиях человека от шимпанзе
То, что обезьяна – близкий родственник человека, известно уже давно, шимпанзе среди всех обезьян – наш самый близкий родственник. При исследовании ДНК происхождение человека от обезьяноподобных предков вполне подтверждается. Генетические различия на уровне ДНК между людьми составляют в среднем 1 нуклеотид из 1000 (то есть 0.1%), между человеком и шимпанзе - 1 нуклеотид из 100 (т.е. 1%).
Для подготовленных читателей
О митохондриальной Еве и генетическом разнообразии современного человечества
Вы знаете, что антропологи подразделяют людей на три большие расы: негроиды, европеоиды и монголоиды. Представители этих рас отличаются цветом кожи, формой тела, разрезом глаз и т.д. Но на самом деле четкие различия между разными людьми, относящимся к разным расам, имеются только если мы возьмем географически отдаленные группы. Если посмотреть на все разнообразие антропометрических признаков в целом, то окажется, что четких различий нет, существует множество переходных форм. Почему и как у людей сформировались внешние различия, где и когда зародилось человечество?
08.08.2010Светлана Александровна Боринская
Наиболее известный признак, связанный с адаптацией к климату – цвет кожи. Там, где ультрафиолет наиболее интенсивен – там самая темная коже у людей. В северных широтах кожа у людей самая светлая, если бы это было не так, у детей был бы рахит, так как темная кожа защищает от ультрафиолета, под действием которого вырабатывается витамин Д. Витамин Д необходим для усвоения кальция.
08.08.2010Светлана Александровна Боринская
После перехода от присваивающего хозяйства многое изменилось: от кочевого образа жизни люди перешли к оседлому, питание стало более однообразным (вместо десятков диких растений и животных), возросла плотность населения и возникли более благоприятные условия для распространения инфекций.
Инфекции как фактор отбора
Cерповидноклеточная анемия – это смертельная болезнь крови. Ею болеют гомозиготы по мутации в гене гемоглобина. Распространена эта болезнь в тропическом поясе. Оказалось, что эта мутация выгодна для гетерозигот, потому что от анемии они не умирают, зато малярийный плазмодий в их эритроцитах размножается гораздо хуже. Это открытие было сделано, когда американские солдаты в середине 20-го века находились в Корее.
08.08.2010Светлана Александровна Боринская
Сейчас установлено, что в развитие как химических, так и поведенческих зависимостей вклад наследственности составляет 40 - 60%. Вклад наследственности определяется по близнецовым исследованиям. Если монозиготные близнецы по данному признаку больше похожи друг на друга, чем дизиготные, значит, наследственность работает. Когда признаки совпадают, близнецов называют конкордантными по данному признаку. Ниже показаны результаты таких исследований на примере зависимости от кокаина. Уровень конкордантности монозиготных близнецов при злоупотреблении кокаином достоверно выше, чем дизиготных. Вывод – развитие злоупотребления кокаином зависит от генов, а не только от среды.

Статьи, помеченные значком , ориентированы на подготовленного Читателя.

Статьи, рядом с которыми стоит 2 значка: - ориентированы на хорошо подготовленного Читателя.

Немецкий врач и фармацевт Теофраст Бомбаст фон Гогенгейм писал в XVI веке: "Итак, все мы потомки Адама. И я вряд ли могу удержаться от короткого упоминания о людях, которые открыты на недоступных островах, и о тех, которые еще неизвестны. Не очень вероятно, что мы вправе рассматривать их как потомков Адама: что могли бы такие делать на недоступных островах? Кажется более мудрым думать об этих людях как о потомках другого Адама, потому что будет трудно постулировать, что они близки нам по плоти и крови". (Цитируется по: Клейн Л.С., История археологической мысли в 2-х томах, Том 1, СПб, Изд-во СПбГУ, 2011 г., с. 112.)