Мир антропологии

Публикации

29.07.2018Александр Борисович Соколов, Константин Лесков
Чернокожие неандертальцы, чёрный голубоглазый кроманьонец?
Антропологи тратят столько сил на восстановление внешности древних людей, а зачем и кому это нужно? Польза-то какая? Ответ готов: у методик реконструкции с самого их рождения была, помимо удовлетворения праздного любопытства учёных, очень приземлённая функция — криминалистическая экспертиза. В частности, антропологи помогали в установлении личности неопознанных останков.
22.06.2018
«У нас было преимущество – дыра в шее»
В 1915 году команда американских археологов, спонсированная Музеем изящных искусств в Бостоне, вела раскопки в некрополе в глухой деревне Дейр-эль-Берша. С помощью динамита специалисты взорвали дверь в скрытую гробницу (да, в начале прошлого века раскопки могли вести так). Внутри тесной известняковой камеры американцы обнаружили мумифицированную голову, «восседающую» на кедровом гробу.
04.06.2018Павел Селиванов
Мегалиты Сибири, гигантские «деревья», «живые» камни и другие причуды… природы
Шокирующие сенсации наверняка то и дело настигают вас, даже если вы не смотрите РенТВ или вовсе не включаете телевизор. В сети интернет этого добра так же более, чем достаточно. Я, как геолог, нередко не мог сдержаться и вступал в дискуссии с ликбезом по поводу всяческих каменных сенсаций в соцсетях. Но однажды сенсационной новостью меня потряс мой собственный отец, в прошлом – физик по образованию: в Сибири нашли мегалиты! Одного взгляда на фото мне хватило, чтобы понять, что тут мы опять имеем дело с природными образованиями, а такие «мегалиты» можно найти во многих горных странах. В этот момент было решено написать статью-ликбез по этому вопросу, но между словом и делом  проходит много времени. С мегалитов и начнем.
24.05.2018Ольга Романовна Арнольд
Культура у животных
Недавно я встретилась с коллегой-биологом и на вопрос, чем я сейчас занимаюсь, честно ответила:
- Пишу о культуре животных.
В ответ получила недоумевающий взгляд. Я тоже слегка удивилась: биолог, и не знает, что у животных есть культура, как человек, с наукой не связанный! (впрочем, она биохимик, ей простительно). Пришлось долго рассказывать ей о том, о чем вы сейчас прочтете.
Культура - понятие многозначное, но не будем сейчас углубляться в различные философские понятия. Давайте ограничимся определением Ю.М.Лотмана: «Культура — это совокупность генетически ненаследуемой информации в области поведения человека» Сюда, разумеется, входят и речь, и нормы морали, и различная деятельность, и творчество, запечатленное в письменности, живописи или архитектуре (а сейчас и в совершенно новых носителях информации)
07.06.2018
Место происхождения жизни, «первичный бульон», пицца и майонез
Поражаясь красоте и многообразию окружающего мира, люди на протяжении веков гадали: как он появился? Каким образом сформировались планеты, на одной из которых зародилась жизнь? Почему земная жизнь основана на углероде и использует четыре типа звеньев в ДНК? Где во Вселенной стоит искать другие формы жизни, и чем они могут отличаться от нас? В книге Михаила Никитина  "Происхождение жизни. От туманности до клетки" (изданной "Альпина нон-фикшн" при поддержке фонда "Эволюция") собраны самые свежие ответы ученых на эти вопросы.
С любезного разрешения издательства, публикуем фрагмент из книги.
17.04.2018
На костяной войне все средства хороши. О великой гонке за динозаврами
Какие вооружённые конфликты разыгрывались на территории американского штата Вайоминг? Если задать этот вопрос жителю США, то в ответ можно будет услышать об индейских войнах и даже о кровопролитных столкновениях между владельцами овец и крупного рогатого скота (речь идёт о так называемых Sheep and Cattle Wars). Но мало кто помнит, что именно Вайоминг был эпицентром костяных войн, также известных как «Великая гонка за динозаврами», хотя отголоски этих войн звучат и сегодня.
06.05.2018Александр Борисович Соколов, Светлана Александровна Боринская, Елизавета Михайловна Власова, Юрий Евгеньевич Березкин
Древние мифы о происхождении человека
Проблема происхождения человека неизменно привлекает внимание публики. В ряде стран этот вопрос попадает в «топ» проблем, по которым расхождения между научными и массовыми представлениями наиболее значительны (рис. 1) [1].
27.03.2018Александр Кузнецов
Кломенгелунгель: без ханахуды, но с менголями
Не в последнюю очередь любопытство сделало человека человеком. Люди сначала активно расселялись по различным уголкам земного шара и по-своему осваивали их, а позже вольно или невольно вступали в контакты друг с другом, удивляясь сложившемуся культурному многообразию. И в наше время огромный интерес представляют традиционные практики, бытовавшие некогда в удаленных уголках нашей планеты. Особенно, если эти обычаи и социальные институты в силу разных причин были утрачены и до наших дней не сохранились.
05.03.2018Александр Борисович Соколов
В чём заключается положительная роль популяризации науки (если она вообще существует)? В поисках ответа на этот вопрос, я провел небольшой опрос среди членов научного сообщества. Каждого участника опроса я просил ответить в свободной форме: «Как на ваше становление как учёного повлияли научно-популярные книги, журналы, фильмы? Повлияли ли? Может быть, повлияло что-то другое?» В опросе принял участие 41 человек, в том числе 22 доктора наук. Публикую результаты.
25.12.2017Александр Борисович Соколов
2017 год уходит, и нельзя его отпускать, не подведя научных итогов. Из этого материала вы узнаете, кто съел неандертальцев-веганов, кто в XIX веке нашёл древнейшего сапиенса Евразии, как Дарвин съел ребёнка и почему неандертальцы больше не рыжие.

Итак, 10 наиболее значительных событий в антропологии – 2017 по версии АНТРОПОГЕНЕЗ.РУ.

Статьи, помеченные значком , ориентированы на подготовленного Читателя.

Статьи, рядом с которыми стоит 2 значка: - ориентированы на хорошо подготовленного Читателя.

Все свои жалобы индейцы заканчивали словами: «И все потому, что мы бедные индейцы и ничего не знаем; но все было иначе, когда у нас был король».

Чарлз Дарвин. Путешествие натуралиста вокруг света на корабле «Бигль». Москва, ГИГЛ, 1953 г.,  с. 332.