Мир антропологии

Публикации

29.11.2016Константин Лесков
Для очень подготовленных читателейДля очень подготовленных читателей
Эволюция мозга от обезьяны к человеку – интереснейшая и сложнейшая часть антропогенеза. Обычно нам говорят: «У предков человека произошли мутации, из-за которых мозг увеличился, и это дало селективное преимущество нашему виду». Въедливый читатель сразу спросит: «А какие именно мутации произошли? А как мутация в ДНК отразилась на конкретной структуре и размерах мозга? А почему эта мутация сделала нас умнее?»
28.11.2016Станислав Владимирович Дробышевский
«Эй, моряк, ты слишком долго плавал»: об анатомии ихтиандров
Фраза, вынесенная в название статьи, звучала в знаменитом советском фильме «Человек-амфибия», снятом по научно-фантастическому роману Александра Беляева. Картина стала лидером кинопроката 1962 года, а Ихтиандр мгновенно покорил сердца всех советских девушек. Каким мог быть Ихтиандр, существуй он на самом деле, разбирался кандидат биологических наук, научный редактор портала АНТРОПОГЕНЕЗ.РУ Станислав Дробышевский.
22.11.2016
«Бунак всегда прав»: о главном советском антропологе
В 2009 году учёные объявили о находке древнего предка человека. Знаменитого австралопитека Люси подвинула другая «дама» – самка Ardipithecus ramidus по имени Арди, возраст которой предположительно составляет 4,4 млн лет. Люси родилась позже на миллион с лишним лет, хотя во времена её первой славы и цифры в 3,2 млн лет для прямоходящего предка человека воспринимались с недоверием. На тщательное изучение скелета ардипитека ушло 15 лет. Сравнительная анатомия в эти годы значительно продвинулась вперёд – для выяснения родословной Арди понадобились результаты таких анатомических наблюдений, которых люди ещё не делали. В конце концов, Арди, предоставившая исследователям почти половину своего скелета, вместе со своими руками до колен и другими обезьяньими признаками, стала наиболее вероятным кандидатом на роль древнейшего предка человека.
22.11.2016
«О своих заслугах он выражался скромно, никогда не рисовался»: о непростой судьбе Альфреда Брема
Во всём мире его знают по знаменитой книге «Жизнь животных», о которой в СССР писали: «Труд и теперь стоит на высоте современной науки, оставаясь интересным и глубоко поучительным для всякого читателя». О судьбе автора легендарной серии произведений по зоологии, неудачах, подстерегавших его на жизненном пути, уютном семейном очаге и многочисленных путешествиях вспоминает АНТРОПОГЕНЕЗ.РУ.
21.11.2016
«Тайна лабиринта»: как лингвисты прочли забытую письменность
Известная американская журналистка Маргалит Фокс написала замечательную книгу «Тайна лабиринта. Как была прочитана забытая письменность». В этом произведении учёные, заставляющие заговорить древние письменности и языки, предстают настоящими сыщиками, а полувековая история дешифровки древнейшего письма Европы превращается в подлинно интеллектуальный детектив. В 2016 году книга вышла в издательстве Corpus (перевод Евгения Суслова). АНТРОПОГЕНЕЗ.РУ публикует отрывок из «Тайны лабиринта».
21.11.2016Станислав Владимирович Дробышевский
Трудно быть гномом
Благодаря литературным сказкам и фэнтези мы с детства знакомы с образом маленьких человечков – гномов. Гномы «живут» в произведениях братьев Гримм и Джона Толкина, Александра Волкова и Эрнста Теодора Амадея Гофмана. Научный редактор портала АНТРОПОГЕНЕЗ.РУ, кандидат биологических наук Станислав Дробышевский предлагает пофантазировать о том, какой образ жизни вели бы маленькие человечки, обитай они в реальности на нашей планете.
14.11.2016
Почему собаки: как наши предки приобрели четвероногих друзей
Почему исчезли неандертальцы? Как одомашнивание волков помогло кроманьонцам стать лидерами на Земле? Об этом в книге «Захватчики: Люди и собаки против неандертальцев» пишет антрополог, автор научных публикаций и восьми научно-популярных произведений Пэт Шипман. С разрешения издательства «Альпина нон-фикшн» АНТРОПОГЕНЕЗ.РУ публикует главу «Почему собаки?»
14.11.2016
Люси под землёй и без алмазов
«Я тут на днях был в музее, и знаешь, что узнал? Первую женщину на Земле звали Люси», - такими словами французский кинорежиссёр Люк Бессон вывел на сцену своего блокбастера «Люси» весьма необычное историческое лицо — самку афарского австралопитека, жившую около 3,2 млн лет назад. Эта фраза из фильма, правда, не соответствует действительности: Люси не могла быть первой женщиной на Земле хотя бы потому, что не являлась человеком, не принадлежала к роду Homo. Современные реконструкции показывают, что внешне она была похожа на прямоходящую обезьяну.
13.11.2016
Как в «Книге джунглей»: от настоящих маугли до пиара
Истории о девушках-кенгуру и мальчиках-волках, выросших под присмотром диких животных, давно волнуют умы как простых обывателей, так и учёных. Подобных случаев известны десятки, и каждый из них вновь и вновь поднимает вопросы: что отличает человека от других животных и можно ли вырастить полноценного человека из ребёнка, несколько лет жившего в компании зверей. Достоверность историй при этом также часто оказывается под вопросом. АНТРОПОГЕНЕЗ.РУ вспоминает о самых нашумевших историях «детей-маугли».
12.11.2016
Как Дюбуа нашел и отстоял питекантропа
В конце XIX века голландский врач Эжен Дюбуа обнаружил первого претендента на звание предка человека — яванского питекантропа. Как совершалось открытие, помогло ли оно решить проблему «недостающего звена», добился ли Дюбуа признания и как учёный чуть не забыл чемоданчик с заветными останками в ресторане, рассказывает АНТРОПОГЕНЕЗ.РУ.

Статьи, помеченные значком , ориентированы на подготовленного Читателя.

Статьи, рядом с которыми стоит 2 значка: - ориентированы на хорошо подготовленного Читателя.

Первые металлические изделия сильно уступали каменным по всем показателям, отчего металл использовался только для изготовления украшений.  Любопытно, что первые крупные металлические орудия (например, топоры) делались по образцу и форме шлифованных каменных, а в отсталых районах в несколько более позднее время иногда каменные шлифованные имитировали металлические (например, из камня тщательно вышлифовывались "заклёпки", что было технически сложно и функционально ненужно, но создавало сходство с бронзовым орудием).