Мир антропологии

Археология изнутри. Научно-популярные очерки

Кемерово, 2009 г. - 225 с.

В данной книге предпринята попытка показать работу археолога как бы изнутри, глазами профессионала, без наносной сенсационности. Конечно, и у нас бывают сенсации, но каждая сенсация – это не самодовлеющее событие, а стимул к новым поискам ответов на новые вопросы. Главное внимание мне хочется уделить тому, что, будучи наукой о древностях, археология является вполне современной дисциплиной по своей методологии и арсеналу исследовательских методов.

Автору хотелось показать читателю, что "тайны и загадки" археологии на самом деле в большинстве случаев не более, чем литературное украшательство популярных публикаций. Археологу - профессионалу и в поле, и в лаборатории приходится постоянно иметь дело с другими "загадками": как уложиться в нищенский бюджет экспедиции, как прокормить своих сотрудников и сохранить их здоровье, как починить сломавшуюся старую экспедиционную автомашину и в то же время пропустить через свои руки все находки вплоть до последнего черепка, проверить, как они очищены, зашифрованы, описаны и упакованы. И при этом мысленно воссоздавать достоверную картину повседневной жизни людей, которые жили здесь две–три тысячи лет тому назад и готовить материалы к полевому отчету.

Читать на портале:

Коэффициент энцефализации (EQ) (Jerison 1973) - это отношение реальной массы мозга к массе мозга, прогнозируемой на основании межвидовой аллометрии (неравномерного роста частей тела) млекопитающих. Прогнозируемая масса мозга = 0.12*BM2/3, где BM - масса тела.

Estimation of basic life history data of fossil hominoids, Helmut Hemmer, в Сб.: Handbook of Paleoanthropology, Springer-Verlag Berlin Heidelberg New York 2007, p. 607.