English Deutsch
Новости

На что тратить жизнь – решать вам. Итоги второй специальной конференции «Ученые против мифов-ПРОФИ»

17 июня 2018, Москва, НИТУ МИСиС

На следующий день после масштабного форума «Учёные против мифов-7» в большом зале НИТУ МИСиС собралось около 100 популяризаторов науки, ученых, научных журналистов и видеоблогеров. Конференция «Учёные против мифов – ПРОФИ» уже второй раз созывает популяризаторское сообщество для обсуждения ключевых проблем просвещения. Как сказал ведущий мероприятия Александр Соколов, обращаясь к слушателям, «в этом зале –  взрослые люди, которые давно поняли: никто нам ничего не должен. В деле просвещения мы можем рассчитывать только на себя». 

В течение дня звучали доклады, затрагивавшие самые разные аспекты популяризации. Надежда Пантюлина (Государственный Биологический Музей) поделилась в кулуарах: «Я планировала заглянуть ненадолго, но решила остаться: у мероприятия уровень серьезной научной конференции».

Открыв своим докладом первую сессию Конференции, историк и журналист Михаил Родин рассказал о возможностях такого формата, как историческая реконструкция, призвал расширять тематику и организовывать проекты на тему, например, истории физики или истории астрономии.

Ссылка на презентацию

Здесь будет ссылка на видео

Михаил Васильев, руководитель и гейм-дизайнер студии  Clarus Victoria, поделился опытом создания образовательной игры «Египет: Древнее царство», в которой разработчики постарались совместить увлекательность и историческую достоверность, для чего к работе привлекли профессиональных египтологов.

Ссылка на презентацию

Александр Соколов, редактор АНТРОПОГЕНЕЗ.РУ, посвятил выступление теме «претензий к популяризаторам», постарался ответить на вопрос «Почему популяризаторы мало говорят о сомнениях», затронул проблему эффективности популяризации и закончил своими мыслями о том, какая миссия нужна популяризаторам (труднодостижимая, конкретная и общественно-полезная цель).

Ссылка на презентацию

Вторая сессия, которую мастерски модерировал Андрей Воронин (НИТУ «МИСиС»), началась выступлением координатора «Общества Скептиков» Владимира Близнецова. Доклад Владимира касался темы дебатов между учёными и лжеучёными – докладчик рассказал, почему он считает такой формат целесообразным, и о том, с какими трудностями приходится сталкиваться при организации дебатов. Владимир предложил аудитории правила, которых следует придерживаться, чтобы дискуссия не превратилась в перепалку в духе телевизионных шоу не лучшего качества.

Ссылка на презентацию

Александра Коперник, руководитель взрослых образовательных программ Политехнического музея, поделилась с аудиторией секретами подготовки учёных к выступлениям разных форматов – от презентации для детей до «научных боёв». Каких учёных выбирают для выступлений в Политехе, как ведется работа с ними – начиная от первой встречи и заканчивая генеральной репетицией? Из чего, по мнению докладчика, должно состоять классное научно-популярное выступление?

Ссылка на презентацию

Несколько иных аспектов той же темы коснулась Анастасия Погожева, Основательница образовательного проекта Level One. Помимо критериев отбора лекторов и правил ведения переговоров с ними, докладчица дала несколько рекомендаций по решению типичных проблем – например, когда «лектор хочет, но не может ничего менять в своём выступлении».

Ссылка на презентацию

Георгий Соколов, продюсер форума «Учёные против мифов», говорил о том, как оценить качество научно-популярного мероприятия. Как ни крути, просвещение относится к сфере услуг, конкуренция в области научпопа растёт, а значит, аудитория будет всё более требовательной к качеству, в частности – к удобству посещения таких мероприятий. Чтобы повысить качество, полезно периодически ставить себя на место слушателя, знать, какие затраты (не только денежные, но и эмоциональные, временные, физические) он несёт, и стараться эти затраты сокращать.

Ссылка на презентацию

После большого перерыва началась третья сессия, полностью посвященная вопросам успеха научпоп-проектов в интернете. Артур Шарифов, ведущий видеоблога с 700 тыс. подписчиков, говорил о способах создания научно-популярного контента на Youtube.

Ссылка на презентацию

Алсу Гарифуллина, Руководитель образовательных проектов, ВКонтакте, рассказала о возможностях продвигать научпоп, предоставляемых крупнейшей российской соцсетью – таких, например, как алгоритмы «Прометей» и «Немезида».

Ссылка на презентацию

Дарья Шипачева, медицинский обозреватель Mail.ru, коснулась проблем популяризации, ориентированной на самую широкую аудиторию и посвятила выступление вопросу правильного выбора темы и составления привлекательных заголовков. Важный вопрос, который Дарья рекомендовала задавать себе: «А было бы это интересно моей бабушке?» 

Ссылка на презентацию

На следующей сессии заговорили о глобальных вещах. Александра Борисова, президент АКСОН, сделала экскурс в историю: как менялось общественное отношение к науке с середины 20 века – от ожидания светлого технологического будущего – к технофобии и кризису доверия. Как учёные преодолели этот кризис? Как вовлечь большую науку в общественную жизнь?

Ссылка на презентацию

Контрастом прозвучало эмоциональное выступление астрофизика Бориса Штерна. По мнению докладчика, популяризаторам не стоит «прогибаться» под массовую публику. Самая важная аудитория для просветителей – «ботаники», «очкарики», «яйцеголовые» - мыслящее меньшинство, требующее серьезного разговора, а не заигрываний.

Ссылка на презентацию

Итог сессии подвел Александр Панчин, говоривший, в том числе, о сложностях восприятия популярной науки самими учёными. Занятие популяризацией нередко считается пагубным для научной карьеры. Факты же говорят об обратном – «Положительная ассоциация между публикациями в научных и научно-популярных жанрах прослеживается для всех стран и областей исследований».

Ссылка на презентацию

Заключительный блок конференции – дискуссия «Просвещение или кошелёк? Место коммерции в научно-просветительских проектах». Ее участниками стали, с одной стороны, настоящие звезды научпопа Евгения Тимонова и Ася Казанцева, с неожиданно примкнувшей к ним ведущей «Истории мемов» Агнией Огонёк, с другой стороны – организаторы науч-поп проектов: Георгий Соколов (Ученые против мифов), Анастасия Погожева (Level One) и Валерия Грачева, которой единственной пришлось представлять бесплатный формат (15х4). Модератором выступил Виталий Васянович («Зануда»), которому выпала непростая задача управлять дискуссией на столь острую тему. Для многих слушателей стало откровением, что оборот некоторых науч-поп проектов уже измеряется в цифрах с 6-ю нулями, у звезд есть райдеры. Это не единственная причина, по которой они сравнивают свою деятельность с шоу-бизнесом, но – как сказал Я.И. Перельман, нужно «не науку превращать в забаву, а, напротив, забаву ставить на службу обучению». Ряд участников дискуссии заявили, что регулярно работают бесплатно, на волонтерских началах – потому что считают важным как формировать культурную среду, так и повышать квалификацию организаторов мероприятий, в том числе – в регионах. Жесткой конкуренции как таковой пока еще нет, но отрасль быстро взрослеет и появление новых участников будет способствовать взаимному профессиональному росту.

Подводя итоги конференции, Александр Соколов рассказал участникам притчу, проиллюстрированную Олегом Добровольским:

«Жили были популяризаторы науки.

Один из них организовал Университет детей.
Другой снимал фильмы про древних людей.
Третий построил большой астрономический музей.
Четвертый написал несколько книг о пользе биотехнологий.
А пятому с шестым было некогда – они ругались, выясняя, кто самый крутой борец за науку.

На что тратить вашу жизнь – решать вам, дорогие друзья».

Следующая конференция «Ученые против мифов-ПРОФИ» запланирована на июнь-2019. Хотите поучаствовать в ней? Есть идеи, вопросы, предложения? Пишите Георгию Соколову: g_souris(at)mail.ru

Интересна тематика мероприятия? Вступайте в Клуб Продюсеров Научно-просветительских Событий.

Благодарим за помощь:

  • Руководство МИСиС 
  • Портал 22 век и Сергея Маркова
  • Студию Дмитрия Пучкова
  • Биологический музей и Надежду Пантюлину
  • Портал Викент.ру и Игоря Викентьева
  • Александра Оганезова за полиграфию
  • Ирину Фролову за дизайн
  • Ирину Ефремову, Андрея Шкиперова, Михаила Соколова за фото
  • компанию Clarus Victoria - за сувениры и анимацию
  • Лабораторию Научных Видео, Александра Трунтаева и Телеканал Наука за съемку и трансляцию
  • Фонд Эволюция, Общество скептиков, Сай-Топус за поддержку
  • Всех наших замечательных спонсоров
  • Сергея Котикова, Дарью Третинко и Команду волонтеров "SciTeam"

Партнёры:

 

 

 

 

  

 

 

 

 

Конференция «Стратегии творчества»,
Санкт-Петербург

 

 

 

 

 

 

 

  

 

 

 

  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
Catalog gominid Antropogenez.RU