Каталог

Narmada clavicle
Местонахождение:
Нармада
Возраст:
200-400-500-700 тыс.л.н. (экстраполяция датировок ашеля Индии).
Таксономическое определение:

Ключица

Очень короткая, короче, чем ранние африканские Homo erectus, как у взрослых андаманцев и пигмеев. Размер очень маленький. Очень массивная.

Рост был очень маленький – около 1,42 м.

Возможно, эта находка является доказательством крайней специализации некоторых гоминид в нижнем неоплейстоцене, происходившей, очевидно, в условиях тропических дождевых лесов. Таким образом, мы имеем дело со случаем конвергенции со многими современными низкорослыми популяциями экваториального пояса (конвергенции, поскольку трудно представить непосредственную генетическую преемственность между гоминидами из Хатнора и современными группами андаманцев или веддоидов Индии). Это говорит о принципиальной схожести эволюционных стратегий гоминидГоминиды в "классическом" смысле - семейство прямоходящих приматов, включающее людей и их ископаемых предшественников. на протяжении как минимум последнего полумиллиона лет.

См. также: Об ископаемых пигмеях.

• Sankhyan A.R. Fossil clavicle of a Middle Pleistocene hominid from the Central Narmada Valley, India // Journal of Human Evolution, 1997, V.32, №1, pp.3-16.

Во время раскопок триасовых позвоночных в Оренбуржье профессор Виталий Георгиевич Очев использовал бульдозер для вскрытия костеносного пласта. Недалеко от места раскопок проходила дорога. Мощный свежевырытый котлован, в котором виднелись кости, привлекал внимание прохожих и крайне любопытных местных пастухов. Палеонтологи стали думать, как обезопасить окаменелости от незваных гостей... и установили у котлована дощечку с надписью "Осторожно. Электрокардиограмма". Способ себя оправдал - на раскопку никто не заходил.

Очев В.Г. Еще не пришли динозавры. Саратов, 2000.  Цитируется по: "ПалеоМир" 1 (4) 2008 г., с. 86.