Каталог
находок

Сангиран 12

Источники: Jeffrey H. Schwartz. Getting to Know Homo erectus. Science 2 July 2004: 53-54
							Jeffrey H. Schwartz, Ian Tattersall. The Human Fossil Record. Volume Two. A John Wiley & Sons Publication. 2003. P. 513.
Сангиран 12
Сангиран
0,7-1,15 млн.л.н.

Череп.

Широтные размеры достаточно крупные.

Задний конец верхней височной линии выражен слабо.

Огромная ширина затылочной кости. Черепа Сангиран 2, 4, 12, 17 превышают по этому показателю индивидуальный максимум современного человека и, наряду с некоторыми другими архаичными гоминидамиГоминиды в "классическом" смысле - семейство прямоходящих приматов, включающее людей и их ископаемых предшественников., образуют верхнюю границу изменчивости гоминид вообще.

Нужно заметить, что некоторые особенности посткраниального скелета неандертальца, как и ряд деталей строения черепа, имеют как бы "ультрасапиентный", "профетический" характер, т.е. эволюция в парамагистрали осуществила здесь своего рода "прорыв в будущее", опередив современного человека по магистральным параметрам. Большой объем мозговой коробки, срастание корней моляров, большой вестибуло-лингвальный размер талонида нижних моляров, ряд особенностей таза, пропорции пальцев кисти ("короткопалость") и некоторые другие черты морфологии неандертальца  могут считаться "сверхсапиентными".