Каталог

KDP 13, Mandible J
Местонахождение:
Крапина
Возраст:
110-137 тыс.л.н., 130±10 тыс.л.н.
Таксономическое определение:

Homo neanderthalensis

Homo sapiens krapinensis Goryanovic-Kramberger, 1902.

Homo krapinensis.

Ранняя атипичная группа "Эрингсдорф".

Нижняя челюсть, взрослый.

СимфизСоединение костей посредством хряща. Симфиз нижней челюсти (подбородочный симфиз) соединяет правую и левую половины челюсти; соответствует подбородку. нижней челюсти гладкий спереди, сильно скошен назад, зачаточный подбородочный выступ на некоторых челюстях. Поперечно симфиз от плоского до широкого изогнутого. Подбородочные отверстия чаще одиночные, иногда множественные. Форма нижнечелюстного отверстия круглая, воронкообразная (как у шимпанзе, Мауэра, ребёнка из Эрингсдорфа) и овально-горизонтальная, как у Ля Феррасси, Табун 2 и Пестера ку Оаз (неандерталоидный признак). Восходящая ветвь нижней челюсти узкая и длинная. Высота восходящей ветви до мыщелка равна высоте восходящей ветви до венечного отростка. Сигмовидная вырезка нижней челюсти мелкая, глубже около шейки мыщелка.

По данным Бауманна, работавшего с динамометром, взрослая самка шимпанзе сильнее хорошо развитого юноши в среднем в 3,6 раза, а взрослый самец - в 4,4 раза. Как сооб­щает Ворден, самец шимпанзе, весящий 54 кг, выжал на ди­намометре 330 кгРазгневанная самка выжала обеими руками 504 кг. Из сотни исследованных студентов только один, обла­давший атлетическим телосложением, сумел обеими руками выжать на динамометре 200 кг.

Ян Дембовский, Психология обезьян, М., «Издательство иностранной литературы», 1963 г., с. 48.