Каталог
находок

SK 12

Нижняя челюсть SK 12.
							Кафедра антропологии, биофак МГУ.
							Фото: С. Дробышевский, А. Соколов
Нижняя челюсть SK 12.
Кафедра антропологии, биофак МГУ.
Фото: С. Дробышевский, А. Соколов
Возраст:
1,7-1,9 млн.л.н.
Таксономическое определение:

Верхняя и нижняя челюсти самца 33,5±3 года.

Нижняя челюсть SK 12 самая большая и массивная в Сварткрансе: отличие от SK 74a больше, чем между самцами и самками гориллы; тело челюсти крайне массивное; альвеолярная дуга спереди очень узкая, расходится очень сильно; восходящая ветвь низкая, очень широкая; шейка нижней челюсти очень короткая; мыщелокУтолщение, выступ на кости, служащий для прикрепления мышц. очень большой, наклонён внутрь.

Резцы, клыки и премоляры уменьшены. Большие молярыКоренной зуб. К молярам относятся задние зубы верхней и нижней челюсти, служащие для пережёвывания пищи., мегадонтияЗаклыковая мегадонтия - cтроение зубов, отличающееся существенным увеличением размеров  предкоренных и коренных зубов относительно клыков и резцов..

Нужно заметить, что некоторые особенности посткраниального скелета неандертальца, как и ряд деталей строения черепа, имеют как бы "ультрасапиентный", "профетический" характер, т.е. эволюция в парамагистрали осуществила здесь своего рода "прорыв в будущее", опередив современного человека по магистральным параметрам. Большой объем мозговой коробки, срастание корней моляров, большой вестибуло-лингвальный размер талонида нижних моляров, ряд особенностей таза, пропорции пальцев кисти ("короткопалость") и некоторые другие черты морфологии неандертальца  могут считаться "сверхсапиентными".