Мир антропологии

Скучно не будет

Моё - как футуролога - глубокое убеждение заключается в том, что никакие прогнозы за пределы примерно середины этого века не имеют смысла - примерно, как если бы habilis'а попросили предсказать наше современное общество. Это «Стена поперёк будущего», как это назвал кто-то из фантастов, горизонт событий, Социально-технологическая сингулярность. Это убеждение - результат не веры в религиозном духе, а рационалистического анализа и экстраполяции нынешних тенденций научно-технического прогресса. Кстати, я не утверждаю, что это хорошо. Но думаю что - если не произойдёт какой-то глобальной катастрофы - это почти неизбежно.

Если же ограничиться временами вблизи 2050 г. - собственно, серединой века - то некоторые предположения сделать можно (хотя это уже переходный период - Р. Курцвейл, например, оценивает момент Сингулярности, как 2045 г.; в любом случае, ситуация в это время будет меняться очень быстро - и всё быстрее). В частности предположение ,что люди будут разными.

0. Обычные люди в привычном нам облике. Многие наши современники до этого просто доживут, да и среди родившихся в ближайшую пару десятилетий таких ещё будет большинство.

1. Люди с изменёнными генами. Такие уже есть, пока это единицы. Вообще, об эволюции в дарвиновском понимании можно было говорить только до этого времени. Как только появились эффективные методы корректировки генома (а они уже появились), пути назад не стало. Естественный отбор на наших глазах начнёт сменяться целенаправленным манипулированием генами. Сначала это будет излечение генетически обусловленных заболеваний, затем исправление мелких недостатков (напр., низкого роста), затем усиление способностей (интеллектуальных, физических), затем может дойти и до выбора для ребёнка модного цвета глаз.

Это более или менее возможно уже сейчас и, думаю, к 2050 г. таких будет уже много.

2. Инженерия органов и тканей. Это тоже то, что развивается прямо сейчас, на наших глазах. Пока изготавливают сравнительно простые органы - сосуды, бронхи, трахеи, мочевой пузырь и т.д., но в экспериментах на животных занимаются уже и почками, и сердцами и практически всеми остальными органами. Сейчас это используется для замены повреждённого или больного органа, в будущем - кто знает - позволит выращивать органы лучше натуральных. Или такие, каких и вовсе не было - вроде жабр у Ихтиандра или покровных тканей, позволяющих жить в открытом космосе. К 2050 г. Такие люди вполне могут появиться.

3. Интеграция с техническими устройствами. Собственно, это началось ещё с Руки Гётца фон Берлихингена :). Сейчас мы видим разнообразие имплантов и протезов - от зубов и распечатанного на 3-d принтере позвонка до кохлеарных имплантов и водителей сердечного ритма. В принципе, уже в обозримом будущем протезировать можно будет любую часть тела и любой орган, кроме головного мозга. И даже его частей - эксперименты по протезированию гиппокампа и мозжечка идут уже на животных. Пока речь идёт, конечно, лишь о том, чтобы хоть как-то улучшить качество жизни у больных с повреждениями соответствующих зон ГМ.

Можно себе представить, что в будущем - опять же, в перспективе всего нескольких десятилетий - какие-то из протезов окажутся эффективнее «натуральных» и, даже, тканеинженерных органов. Вот, знаменитый (не только этим) Оскар Писториус уже бегал на протезах на олимпиаде... А импланты могут и значительно расширить возможности своих носителей. Представьте себе, например, имплантируемый чип, эквивалентный мощному современному компьютеру, способный обмениваться информацией напрямую с ГМ!

В общем, скучно не будет.