Достающее
звено

Гоминиды

Гоминин времени примерно от 130 до 35 тысяч лет назад относят к палеоантропам или "архаическим сапиенсам". Систематически их определяют как неандертальцев (Homo neanderthalensis или Homo sapiens neanderthalensis), африканские формы этого этапа часто выделяют в самостоятельный вид Homo helmei или относят уже к современному виду Homo sapiens. Иногда вид Homo heidelbergensis тоже относят к палеоантропам.
Соответственно усложнению строения головного мозга, усложнялось и поведение людей. Люди усовершенствовали ашельскую технику обработки камня, и приблизительно с 200 тысяч лет назад появилась мустьерская техника – более совершенная и экономная.
Были ли они нашими предками? Сейчас нет однозначного ответа на вопрос о судьбе неандертальцев, на этот вопрос учёные отвечают по-разному. Существует три основные версии.
Некоторые синхронные европейским неандертальцам популяции Африки и Ближнего Востока были значительно больше похожи на современного человека. Многие исследователи даже относят их к современному виду. У людей из Херто в Эфиопии, Клазиес Ривер в Южной Африке, из пещер Схул и Джебел Кафзех в Израиле и некоторых других имелся подбородочный выступ, затылок был округлый, а череп высокий.
Взгляды на происхождение современного человека – сапиентацию – с развитием науки значительно менялись. В настоящее время существуют несколько альтернативных взглядов на эту проблему. Все они строго аргументируются, но ни одна не может победить другую.
Отличались у них не только физические черты. Кроманьонцы обладали намного более совершенной культурой. Неизмеримо выросла техника изготовления орудий. Они стали изготавливаться с пластин – специально подготовленных узких и длинных заготовок, что позволило выделывать куда более изящные и разнообразные орудия, чем мустьерские остроконечники.
Откуда же появился столь понятный нам мир, как он совмещался с совершенно иным миром неандертальцев? Многие биологические особенности древнейших верхнепалеолитических людей позволяют предположить, что они пришли в Европу из тропических областей.