Эксперты отвечают

Вырождаются ли малые популяции?

Вопрос читателя: В народе много слухов о деградации в связи с однородностью популяции. Мол народ, который мало с кем смешивается - генетически, а соответственно и фенотипически вырождается, появляются уродства и проявляются наследственные заболевания. Часто это использовалось и используется для целей пропаганды создания "единого советского (раньше) и "российского народа". Но. разумеется, реальные предпосылки к этому есть. Вопрос в связи с этим - в исследуемых малых народах, изолированных племенах (индейцы Амазонии, жители Сентинельских островов, наиболее изолированные папуасы и т.п.) - есть ли данные о вырождении, генетических заболеваниях в связи с изолированностью и малой гибридизацией? Если коротко - что они не вымирают из за этого то до сих пор?

Генетический груз популяции - то есть передаваемые из поколение в поколение гены наследственных болезней - состоит из двух частей, одна из которых (сегрегационная) зависит от того, как заключаются браки. Часть болезней определяется рецессивными генами: такая болезнь возникает только когда у ребенка "встречаются" одинаковые гены, пришедшие от папы и от мамы. А это возможно только в том случае, если папа и мама имели когда-то общего предка, и от него-то и получили этот ген. Значит, в популяции, в которых супруги чаще имеют общего предка, с большей вероятностью будут рождаться дети с наследственными болезнями. Но дело в том, что далекое родство между всеми членами популяции (которое всегда есть и в больших популяциях вроде европейцев, но особенно выражено в малых изолированных группах) добавляет не так много вероятности встречи двух одинаковых генов. А вот браки между близкими родственниками (например, кузенами) сразу добавляют очень много. Поэтому генетический груз повышен не столько в малых популяциях, сколько в популяциях, где (обычно по экономическим причинам) возникла традиция браков между родственниками.

Но в любом случае эти болезни редкие - измеряются в числе случаев на сто тысяч человек - и даже суммарно по всем болезням не превышают нескольких процентов или чаще долей процента. Поэтому к вырождению популяции это никак не может привести: даже если мы завтра начнем все жениться на сестрах, доля больных детей станет, скажем, не один процент, а пять. Детей жалко, но на здоровье остальных 95% населения это никак не отразится, да и на общество в целом особо не повлияет.

Выдающийся палеонтолог А.П.Быстров писал в 1957 году: Несмотря на то, что в Африке найдено несколько форм ископаемых обезьян, а в настоящее время там обитает такая высокоорганизованная обезьяна, как шимпанзе, мы все же не можем считать, что первые люди возникли на этом континенте. Климатические особенности экваториальной Африки не могли создать такие условия, которые привели бы к превращению обезьян в людей. Для этого требовалась несравненно более суровая окру­жающая обстановка.