Эксперты отвечают

Ни о каких контактах неандертальцев и сапиенсов в Европе говорить не приходится

Некоторое время назад мы опубликовали на портале новость о статье наших соотечественников, вышедшей в  американском журнале  Current Anthropology и вызвавшей широкий резонанс в западных СМИ (см. «Причина вымирания неандертальцев – вулканическая зима?»). При этом мы пообещали Читателям, что встретимся с авторами статьи  и постараемся узнать подробней о проводимых ими на Кавказе раскопках и об их чрезвычайно интересных результатах.

Выполняем обещание. Редактор нашего портала посетил в Петербурге «Лабораторию доистории» и взял интервью у к.и.н. Любови Витальевны Головановой и к.и.н. Владимира Борисовича Дороничева.

Мезмайская пещера

(Интервью проиллюстрировано подборкой фотографий находок в Мезмайской пещере, любезно предоставленных нам "Лабораторией доистории").

Любовь Витальевна, расскажите о Ваших исследованиях, проведенных в Мезмайской пещере.

Л.В. Голованова: Мезмайская пещера - памятник, очень широко известный в мире. Я бы сказала, гораздо шире известный за рубежом, чем в России. Работы здесь проводятся международным коллективом ученых уже более 20 лет. Кроме меня и Владимира Борисовича Дороничева в изучении Мезмайской пещеры принимали участие исследователи из Санкт-Петербурга (геолог Кулькова М.А., палинолог Сапелко Т.В., палеонтолог Барышников Г.Ф. и другие) и Москвы (антрополог Романова Г.П., геолог Несмеянов С.А., специалист по радиоуглеродному датированию Сулержицкий Л.Д., литолог Александровский А.Л., физик Поспелова Г.А.), а также зарубежные исследователи (антропологи из Швейцарии – Золликофер K. и Понс де Леон M., из Германии – Ублин Ж.-Ж. и его коллеги, команда генетиков из Института эволюционной антропологии в Лейпциге под руководством Паабо С., зооархеологи из США Клегхорн Н. и Хоффекер Дж., специалисты по ЭПР датированию Блэквелл Б. и Скиннер A. из США, специалист по ТЛ датированию Рихтер Д. из Германии, руководитель радиоуглеродной лаборатории в Гронингене ван дер Плихт Х. и многие другие). В результате исследований были опубликованы десятки научных статей, в том числе в ведущих научных журналах.

В качестве исторической справки: Мезмайская пещера была открыта Северо-Кавказским палеолитическим отрядом в 1987 году. Работы проводились по Открытому листу №224, выданному на имя Головановой Л.В., которая была начальником этого отряда. Вынуждены привести эту справку, поскольку антрополог Харитонов В.М. и генетик Овчинников И. утверждают (Вестник МГУ, Серия XXIII, Антропология, №1, 2009 г.), что памятник был открыт экспедицией под руководством В.П. Любина.

Раскопки в Мезмайской пещере.

Говоря о результатах, можно назвать несколько основных направлений исследований.

Во-первых, для эпохи среднего палеолита здесь выявлено 7 этапов заселения пещеры неандертальцами, от 70 до 40 тысяч лет назад.  Важно, что Мезмайская пещера позволила разобраться во взаимосвязи других памятников и развитии культуры неандертальцев в этом регионе. Если раньше велись дискуссии о близости разных памятников, например стоянки Ильская под Краснодаром и памятников Губского ущелья в Краснодарском крае, то изучение Мезмайской пещеры показало, что эти памятники представляют собой развитие одной и той же индустрии во времени. На ряде памятников (Мезмайская, Баракаевская, Монашеская пещеры) найдены останки неандертальцев. Их культура была близка восточноевропейскому микоку, и  очень близка культуре неандертальцев Крыма, Юго-Восточной Европы и даже Центральной Европы. Генетические и антропологические данные из Мезмайской пещеры подтверждают близость неандертальцев Северного Кавказа и Центральной Европы.

В Мезмайской пещере были найдены останки двух неандертальцев.  Один неандерталец - из раннего слоя, который имеет датировки, полученные методом ЭПР, от 60 до 70 тыс. лет. В самом позднем слое среднего палеолита были найдены фрагменты черепа неандертальца. Этот слой датируется около 40 тыс. л. Сейчас получена прямая дата по костям этого неандертальца. Мы готовим об этом публикацию.

Процесс промывки отложений.

Кости животных и неандертальцев на этом памятнике имеют очень хорошую сохранность, по сравнению со многими другими памятниками. Это связано с очень высоким расположением пещеры – она находится на границе леса и субальпики, близко к отрогам Главного Кавказского хребта. Поэтому здесь очень хорошая сохранность коллагена. Это позволило получить большие серии радиоуглеродных датировок (хотя для среднего палеолита существует проблема радиоуглеродного датирования. На многих памятниках кости минерализованы и не пригодны для датирования этим методом. Кроме того, радиоуглеродный метод имеет возрастной лимит датирования около 50 тыс.л.)

Хорошая сохранность останков неандертальцев в Мезмайской пещере позволила использовать их для генетических исследований. Они участвовали в проекте расшифровки генома неандертальца, результаты которого были опубликованы в июне этого года в журнале Science.

Камеральные работы на базе экспедиции.

- Это знаменитый неандертальский младенец?

Да, это новороженный, индивидуальный возраст которого 1-2 недели после рождения. Скелет уникальной сохранности, он включает 141 кость. В настоящее время проведена физическая реконструкция черепа и скелета, а также сделана виртуальная реконструкция. С использованием этих данных обсуждались вопросы рождаемости неандертальцев, их индивидуального развития. В настоящее время готовится публикация, посвященная сравнительному анализу развития эндокрана неандертальцев и современных людей.

Вторым важным результатом изучения Мезмайской пещеры является обнаружение в глубине пещеры прекрасно сохранившихся уровней обитания человека уже в позднем палеолите. Здесь найдены одни из самых ранних на Кавказе культур человека современного вида, которые датируется радиоуглеродным методом от 33 до 36 тысяч лет, что дает календарный возраст около 38-39 тысяч лет. Эти находки кардинально  изменили представления о позднем палеолите Кавказа. Многие предыдущие исследования на Кавказе опирались  на старые схемы. Только начиная с середины 90-х годов, ряд памятников на Кавказе исследуются уже современными методами – очень тщательные раскопки, с детальным расчленением по литологическим горизонтам, многочисленными датировками, естественно-научными исследованиями, абсолютно полной промывкой отложений. Если раньше на Кавказе на основании исследований еще 40-х годов выделяли переходную фазу между средним и поздним палеолитом, то по современным данным получается, что в Мезмайской пещере и ряде других памятников никакой преемственности не прослеживается. Новые раскопки пещеры Ортвала Клде в Грузии, в которой раньше был выделен переходный от среднего к позднему палеолиту слой, показали, что  этот промежуточный слой оказался просто смешанным.

Остроконечники. Средний палеолит.

Надо сказать, что на ряде памятников, не только на Кавказе, но и в Европе, после исследований последних лет обнаружилось что слои, которые считали «переходными», содержат механическое смешение артефактов разных эпох палеолита. Это и понятно, поскольку раскопки часто проводились с помощью лопат и кирок. А ведь контакт слоёв очень неровный, поэтому археологический материал из выше- и нижележащих отложений объединялся в одну коллекцию. В результате получался комплекс, в котором вместе были представлены изделия и среднего и позднего палеолита. Это воспринималось как преемственность культур неандертальцев и сапиенсов и свидетельство перехода от среднего к позднему палеолиту.

В результате исследований последних лет для начала позднего палеолита на Кавказе был определен очень ранний возраст. В Мезмайской пещере, когда мы первый раз в 1997-м году обнаружили этот ранний слой позднего палеолита, мы, исходя из традиционных представлений, предположили, что эта индустрия может датироваться не древнее 17 тыс. л. Когда же мы получили первую дату около 33 тыс. л., для  нас это был большой сюрприз. А потом, когда стали смотреть аналогии в других регионах, то нашли, что в Леванте с 1980-х годов активно исследуется памятники, которые относятся к ахмарской индустрии. На тот момент она датировалась 33-36 некалиброванных тыс.л. Наши находки оказались очень близки именно этим ближневосточным памятникам. В настоящее время подобные индустрии обнаружены также в Грузии, и они имеют близкий возраст.

Помимо  ранней стадии позднего палеолита, в Мезмайской пещере обнаружены и очень богатые индустрии возрастом 28-24-20 тысяч лет, и эпипалеолит. Это уже 12-14 тыс. лет назад. Таким образом, впервые для всего Северного Кавказа Мезмайская пещера дала колонку культурных отложений от среднего палеолита до эпипалеолита.

Возвращаясь к проблеме перехода от среднего к позднему палеолиту, следует отметить, что одним из важнейших является вопрос: происходило ли в этот переход замещение одной культуры другой, или это были какие-то новации в рамках существовавшей культуры. Во втором случае, на новом этапе в  индустрии должны прослеживаться архаичные элементы, показывающие связь с предыдущей культурой. В нашем случае мы видим полное замещение. В Мезмайской пещере типичная среднепалеолитическая индустрия, оставленная неандертальцами, исчезает около 40 тыс. л. Она замещается типичной позднепалеолитической индустрией, которая появляется около 39 тыс. л. Кроме того, между слоями, которые относятся к самому позднему среднему палеолиту и самому раннему позднему палеолиту, фиксируется крупный экологический стресс.

- Вулканический пепел?

Да.  Этот пепел был обнаружен еще в 2004 году, но только в 2006 году был проведен весь комплекс исследований. Пепел относится к извержению Казбека. Если рассматривать события в более широком, западно-евразийском контексте, это извержение совпадает по времени  с супер-извержением Флегрейских полей в Италии около 40 тыс. л.н. Мы считаем, что эти извержения совпали не случайно.  Это был цикл активного вулканизма в новейшей геологической истории Земли.

Слева направо: скребло, чоппер, костяной ретушер. Средний палеолит.

- Извержения были настолько мощными, что поменялся климат? Верится с трудом…

Не нужно путать просто извержение вулкана, даже такое, которое похоронило Помпеи и Геркуланум, и крупные вулканические события – так называемые «климатоформирующие» извержения. За последние 130 тыс. лет такие извержения зафиксированы дважды, последний цикл – около 40 тыс. лет назад.

В.Б. Дороничев: Это извержение Флегрейских полей было в 20-25 раз мощней, чем знаменитое извержение Кракатау. Представляете 20-25 вулканов Кракатау, одновременно “заработавших” в центре Европы. Извержение Казбека, след которого найден в Мезмайской, это только один из этих вулканов. Общий эффект этих извержений может быть сопоставим с “ядерной зимой”. По аналогии с «ядерной зимой», используется понятие «вулканическая зима».

Л.В. Голованова: Конечно, не нужно думать что эти два извержения (Флегрейские поля и Казбек) произошли в один день. Когда мы говорим об их синхронности, то имеем в виду - в рамках короткого геологического периода. Возможно, по всему Альпийскому поясу произошла серия извержений. В настоящее время есть новые данные об извержении вулкана Св. Анна в Южных Карпатах приблизительно в это же время. Для него имеются даты в интервале 35-42 тыс. л.

Новейшие генетические исследования свидетельствуют практически о полном отсутствии гибридизации неандертальца и современного человека. Опубликованные в июне 2010 г. результаты расшифровки генома неандертальца свидетельствуют, что неандертальцы могли внести только от 1 до 4% в геном современного человека, и если скрещивание и имело место – то 65 тысяч лет назад на Ближнем Востоке. Ни о каких контактах неандертальцев и сапиенсов в Европе на основании генетических данных говорить не приходится (вопреки трактовке Л.Б.Вишняцкого, см. его интервью от 13.09.2010 на портале Антропогенез.ру). Более того, генетики в недавних публикациях  – например, Бриггс  в 2009 г. в Science (мы тоже соавторы статьи, т.к. наши образцы там принимали участие) – пишут,  что неандертальцы по данным генетики исчезают около 38 тысяч лет назад. Все поздние даты по неандертальцам, которые ранее были получены, последние несколько лет очень активно дискутируются. И многие даты просто пересматриваются в сторону удревнения, в том числе те, которые были получены по Мезмайской. Слишком молодой возраст связан с проблемами загрязнения образцов. Если образец хорошей сохранности, в нем сохраняется коллаген, а это органический материал, в котором могут жить современные вирусы и бактерии. Поэтому, если очистка образца при датировании была не достаточно тщательной, происходит омоложение.

Слева направо: острие на пластинке; костяные острия. Поздний палеолит.

Также археологические данные, и не только по Кавказу, а на многих памятниках в Европе, где проводятся новые исследования, не позволяют проследить эту самую «переходную» индустрию. Есть ряд индустрий, с выделением которых длинная история – сначала их определяли как принадлежавшие сапиенсам, потом, как принадлежавшие неандертальцам. Например, такие индустрии, как шательперрон в Европе. Но самое главное, после 40 тыс. л. нет ни переходных, ни среднепалеолитических индустрий, а только поздний палеолит. Конечно, это не значит, что неандертальцы исчезли сразу и везде. Процесс их вымирания мог растянуться на десятки поколений и несколько тысяч лет.

В.Б. Дороничев: По данным генетиков, неандертальцы от Гибралтара на юге Пиренейского полуострова до пещеры Окладникова на Алтае   составляли очень небольшую популяцию около 12000 особей,  из них 3500 женщин. Причем этот размер популяции сохранялся на протяжении всей 400,000-летней истории существования неандертальцев в Западной Евразии. Никакого сокращения популяции в связи с расселением современного человека по данным генетики не отмечается. Это был их устойчивый размер популяции. Однако, несмотря на то, что неандертальцы были очень широко расселены, около 40-38 тыс. л. назад их популяция быстро исчезает.  Мы выдвинули гипотезу, что решающую роль в этом  сыграли вулканические извержения, и прежде всего супер-извержение Флегрейских полей в Италии. При любом извержении, естественно выделяется так называемая “зона смерти”, где всё живое погибает. Но за пределами этой зоны были другие области, которых извержение коснулось косвенно. Возможно, неандертальцы остались, но их популяция была расчленена, резко сократилась и, в результате, потеряла способность к репродуктивности.

Костяные иглы. Поздний палеолит.

- Наблюдается ли аналогичное вымирание у других видов животных, на этой территории в этот период?

Л.В. Голованова:  В Мезмайской пещере были проведены исследования, например, по ископаемым бизонам. На основании генетических данных установлено, что на протяжении среднего и позднего палеолита здесь встречаются остатки 4-х разных видов бизонов. Но как они распределяются во времени пока не ясно.

В.Б. Дороничев: Генетический анализ дает очень много, палеонтологи определяли один вид бизона в Мезмайской пещере, а генетики установили четыре вида. Важной задачей будущих исследований является определение причин появления новых видов животных, в частности бизонов, на Кавказе.

Л.В. Голованова: По данным палеонтологии в начале позднего палеолита в составе фауны также присутствует бизон, но палеонтологи не могут определить: это тот же вид или другой? Палеонтологические исследования свидетельствуют, что в Мезмайской пещере в начале позднего палеолита, после извержения, состав фауны меняется: число крупных животных (прежде всего бизонов) значительно сокращается, но зато увеличивается совокупная группа копытных животных, которая называется «каприды», или «козлообразные».

Нашивки-бусины из бивня мамонта. Поздний палеолит.

Мы проводили еще очень интересные исследования – химические.  В Мезмайской ведь обнаружены следы двух извержений. Неандертальцы исчезают после второго, более позднего. Так вот в костях неандертальца, который существовал после первого извержения, очень много вредных элементов. Вулканические извержения вообще в целом ухудшали экологическую обстановку.

Что фиксирует наука? Экологический стресс. Ухудшение условий. Проходит какой-то период, и мы видим новые ископаемые виды человека и животных, и новые каменные индустрии. А вот сам процесс, его причины и механизм перехода – это самое интересное, но изучено хуже всего. Мы пытаемся привлечь внимание к изучению стоянок, в том числе и старых, новыми методами. Очень многие памятники, в том числе на территории Русской равнины, изучались давно. Очень многие классические  памятники палеолита сейчас нужно исследовать современными методиками.

Например, как был у нас определен пепел? Он ведь абсолютно не выглядел как пепел. Это был просто необычный слой.  Мы обратили внимание, что в данном слое практически нет археологических находок, мало костей. А кости, которые есть,  все изъедены, как будто попали в какую-то очень кислую химическую среду.  Геолог Марианна Алексеевна Кулькова предполагала, что это может быть связано с  какими-то водными процессами. Но только когда сделали анализ, смогли определить, что это пепел. Геохимические методы позволяют уточнять: к каким конкретно извержениям этот пепел относится, т.к. извержения разных вулканов имеют разный химический состав.

Подвески из морской раковины. Поздний палеолит.

На многих памятниках, где средний и поздний палеолит разделены стерильными слоями, никто их никогда специально не анализировал. На некоторых стоянках нет стерильных слоев, но наблюдается хронологический разрыв между средним и поздним палеолитом. Возможно, слой пепла мог быть растоптан людьми, разнесён, переработан, но следы его могли сохраниться. Это нужно изучать, делать анализы.

В.Б. Дороничев: Почему мы нашли смелость обнародовать данную гипотезу? Другие гипотезы предполагают какие-то процессы взаимодействия сапиенсов с неандертальцами – смешения, замещения, даже истребления. И при этом общепризнанным было мнение, что современный человек превосходил неандертальцев по уровню культуры.

Новые факты (исчезновение среднепалеолитических и переходных индустрий после 40 тыс.л., исчезновение неандертальцев по данным генетики около 38 тыс.л.,  отсутствие гибридизации неандертальцев и современных людей, крупная экологическая катастрофа около 40 тыс.л.) не вписывались в традиционные представления. Мы отметили корреляцию всех этих процессов, то что они взаимосвязаны, и в основе их лежит вулканогенная катастрофа континентального по крайней мере масштаба.

Неандертальцы тоже начинали свой переход к верхнему палеолиту. То, что называют переходными индустриями, шательперрон, уллузиен, это были варианты реальной трансформации их культуры в направлении позднего палеолита. Часто сравнивая  неандертальцев и современного человека, сравнивают совершенно разные явления – неандертальца среднего палеолита, и современного человека верхнего палеолита… Хотя известно, что современные люди жили в Африке уже более 150 тысяч лет назад и у них была культура среднего палеолита. Современный человек жил в Леванте от 100 до 75 тысяч лет назад, и у него тоже была культура среднего палеолита. Кстати, из Леванта современный человек ушел 75 тысяч лет назад и там появился неандерталец. А 45-40 тысяч лет опять пришел современный человек.

Подвески из зубов копытных животных. Поздний палеолит.

Л.В. Голованова: Если раньше М. Стайнер писала о том, что методы охоты неандертальцев и сапиенсов очень отличались, то современные исследования американских ученых Д. Адлер, Н. Клегхорн показывают, что  неандертальцы как охотники ничуть не уступали сапиенсам.

В.Б. Дороничев: Вулканогенная экологическая катастрофа, которая произошла на территории, занимаемой неандертальцами в Западной Евразии, сыграла роковую роль в их судьбе.  И их переход к новому уровню технологического развития, т.е. к позднему палеолиту, увы, не состоялся. Современный человек жил в южных широтах, в основном в Африке, и избежал воздействия этого кризиса.

Неандертальцы как вид сформировались в Европе, и гораздо лучше были адаптированы к европейскому климату. А гости с юга пришли, когда в Европе был вакуум населения, так как неандертальцы исчезли или почти исчезли.

Многие нам возражали, приводя в качестве примера протоориньяк. Эту индустрию связывают с первыми современными людьми, прибывшими в Европу, хотя антропологические находки пока не найдены. Протоориньякские стоянки распространены в прибрежных районах Средиземноморской Европы. На некоторых памятниках фиксируется пепел извержения Флегрейских полей, который  перекрывает протоориньякские слои. Но это узкая полоса, вдоль побережья. А вся остальная Европа была заселена неандертальцами. Мы думаем, что небольшая популяция современных людей могла проникнуть в эту область, и их это извержение тоже могло “накрыть”. Интересно, что  наши же оппоненты отмечают, что до извержения в этом регионе наблюдаются переходные индустрии, протоориньяк, а после извержения  - либо стерильные слои, либо совершенно новые индустрии, уже сформировавшиеся в верхнем палеолите. Фиксируется перерыв в заселении и смена культур, т.е. явная смена населения. Таким образом, катастрофа могла оказаться роковой и для первых хомо сапиенс, проникших в Европу…

Если бы мы происходили от обезьян, то нас теперь водили бы по городам  Цыганы на  показ и мы платили бы деньги за показ друг  друга, танцуя по приказу Цыгана или  сидя  за решеткой в зверинце. Разве мы покрыты кругом шерстью? Разве мы не носим одеяний, коих  лишены обезьяны?  Разве  мы любили бы и  не презирали бы женщину, если бы  от нее хоть немножко пахло бы обезьяной, которую мы каждый  вторник видим  у Предводителя Дворянства?

Антон Павлович Чехов. Письмо к ученому соседу