English Deutsch
Новости
Эксперты отвечают

Учёные должны знать о своих правах

Мы обратились за комментариями о правовых аспектах взаимодействия "Ученый - Телевизионный канал" к бизнес-консультанту Игорю Леонардовичу Викентьеву. Игорь Леонардович, с одной стороны, занимается вопросами интеллектуальных технологий с 1979 года, а с другой стороны, неоднократно консультировал ряд телепередач и ставил работу «в кадре» известных телеведущих и политиков…

Есть важный аспект, о котором следовало бы знать учёным, которых приглашают выступить в качестве Экспертов на ТВ… 

Так, любой гражданин РФ имеет право запретить вести аудио- и видеозапись его лекции, мастер-класса и т.п.  Юридическое основание: 4-я часть Гражданского кодекса, которая действует вместо прежнего «Закона об авторских и смежных правах» с 01 января 2008 г. 

Какая здесь заложена логика? 

Автор создаёт творческое произведение в устной форме и имеет право как разрешать, так и запрещать (!) ведение съёмки, а уж тем более распространение этих материалов в эфире. 

Более того, вознаграждение Эксперту, строго говоря, пропорционально объёму переданных им прав.  

К сожалению, об этом отечественные учёные обычно не знают, но зато такие моменты хорошо понимают популярные актёры, предварительно читающие присланный сценарий, активно торгующиеся и только после этого подписывающие соответствующий Договор со студией. Известен случай, когда некий московский политик, работающий в «жанре блатной истерики», подал в суд на один из телеканалов, который без его письменного разрешения показал интервью с ним… 

Юристы телеканалов об этом стандартном нарушении прав Экспертов хорошо знают и все риски, связанные с нарушением прав на интеллектуальную собственность третьих лиц (в данном случае – Эксперта), обычно возлагают (в Договоре «Телеканал – Студия») на Студию… Строго говоря, в профессионально работающих студиях должен быть свой письменный Договор «Студия – Эксперт».

Но на уровне многих мелких студий, увы, считается чуть ли не доблестью: 

  • представиться – не предъявляя документов – от известных ТВ-программ, не имея на то никаких юридических оснований; 
  • вести съёмку без письменного разрешения Эксперта; 
  • распространять отснятый материал в эфире (и/или транслировать по сетям кабельного телевидения) без письменного разрешения Эксперта; 
  • и не заплатить Эксперту.  

Да, подписание письменного Договора несколько замедляет процесс, но сейчас у многих есть e-mail, по которому всё можно предварительно согласовать. Кроме того, письменные соглашения укрепляют взаимопонимание сторон…

И ещё: срок действия прав на Вашу интеллектуальную собственность = 70 лет после смерти Автора. 

Вернуться к материалу: О съемках фильма "Города великанов": нельзя играть с наперсточниками


Интересно

А какой фурор, по воспоминаниям Тимирязева, про­извели в пятидесятых годах прошлого века лекции-представления заезжего немецкого антрепренера, при помощи волшебного фонаря познакомившего петер­буржцев с космогонической теорией Лапласа и геологи­ческой историей Земли. «Едва ли не в первый раз рус­ская широкая публика, - писал Климент Аркадьевич, - заговорила об юрском море, о лесах каменноугольной формации, об ихтиозаврах и плезиозаврах, причем не обходилось и без неодобрительно покачивавших голо­вою, недоумевавших - "куда же делась духовная цен­зура?"». К естествознанию пока относились с большим недоверием.

Черненко Г.Т., Тимирязев в Петербурге-Петрограде, Л., «Лениздат», 1991 г., с. 18. Предоставлено Викентьевым И.Л.

Catalog gominid Antropogenez.RU