English Deutsch
Новости
Эксперты отвечают

Ответы на детские вопросы. Часть 1

Некоторое время назад мы объявили о начале конкурса для детей "Спроси учёного про эволюцию человека!" (об условиях конкурса - см. здесь). В ответ на наше воззвание в редакцию пришел ряд писем с вопросами от младших школьников и их родителей. Сегодня публикуем несколько ответов.

 Алёна (7 лет, еще не учится в школе): Сколько  поколений людей ("вот именно совсем уже людей") жило до нас?

Хорошая задачка - как раз для первых классов, правда, цифры великоваты! В среднем люди обзаводятся детьми к 25 годам (конечно, кто-то раньше, кто-то позже)… Поэтому считается, что длина одного человеческого поколения 25 лет. Время появления "совсем уже человека" (Человека разумного) - 45 тысяч лет назад.  Нам нужно узнать, сколько за это время сменилось поколений. Делим 45 тысяч на 25 и получаем 45000:25=1800 поколений.

Миша, (7,5 лет): Неандертальцы и австралопитеки – это люди или обезьяны?

Неандертальцы - люди, хотя и не совсем такие, как мы. Конечно, выглядели неандертальцы непривычно для нас: большие челюсти, нет подбородка, покатый лоб. Но у неандертальцев был очень крупный мозг.  Они изготавливали сложные орудия из камня, владели огнем, коллективно охотились, хоронили своих умерших товарищей. Вероятно, они умели говорить, и раскрашивали свое тело красной охрой.

Австралопитеки - наполовину обезьяны, наполовину люди. Голова у них была скорее обезьянья, мозг маленький, но тело было больше похоже на человеческое. Ходили австралопитеки прямо, на двух ногах, как мы.

Миша (7,5 лет): Как древний человек обходился без машин, когда ему надо было пройти большие расстояния?

Шёл пешком! Человек приспособлен ходить пешком, пусть не очень быстро (медленнее почти всех зверей), зато может ходить очень долго. Человек вынослив. Человек - от природы путешественник. Более того, если человек в день проходит меньше пяти километров, он может заработать множество болезней - ног, спины, сердца и прочих органов. Потому человек и заселил всю планету - не на машинах ездил, а пешком ходил. Машины появились сто лет назад, на лошадях люди начали ездить четыре с половиной тысячи лет назад, а всю планету люди заселили больше пятнадцати тысяч лет назад. Больше ходите пешком - это полезно и даже необходимо. 

Папа (дочке 8 лет): Здравствуйте! У моей дочки был вопрос, но он не совсем по антропологии. Она у меня спросила: что такое вид и что такое семейство. Я ей попытался объяснить по степени родства и перечислил основные таксономические ранги, но она меня так и не поняла. Для более простого объяснения я не смог подобрать нужных слов :-(

Для того, чтобы было удобно различать живых существ, учёные придумали объединить похожих и родственных друг другу животных в группы. Вот эти группы: 

ВИД: Родственные, близко между собой схожие и почти одинаковые животные образуют вид. Животные одного вида различаются между собой незначительно, только индивидуальными чертами. Например, все домашние кошки относятся к виду "домашняя кошка", все львы - к виду "лев", все собаки - к виду "домашняя собака", все волки - к виду "волк". (А мы с вами относимся к виду «человек разумный»). Понятно, что домашние кошки отличаются между собой - немножко цветом, немножно размером, но от дикой лесной кошки или ото льва они отличаются гораздо сильнее. Один лев тоже немножко отличается от другого, но от тигра любой лев отличается намного сильнее. 

РОД: Похожие виды объединяют в один род. Например, домашнюю кошку и дикую лесную кошку объединяют в род "малые кошки", а льва, тигра, леопарда и ягуара - в род "большие кошки". 

СЕМЕЙСТВО: Роды тоже могут быть больше или меньше похожи один на другой. Похожие роды объединяют в семейства. Например, все кошки - большие и малые - объединяются в семейство кошачьих, а все собаки, волки и шакалы - в семейство собачьих. Есть ещё семейства енотовых, медвежьих и многие другие. 

ОТРЯД: Родственные семейства объединяются в отряд. Кошачьи, собачьи, медвежьи и енотовые входят в отряд хищных. А бегемоты, свиньи, коровы и антилопы - в отряд парнокопытных (у них по два или четыре копыта на каждой ноге). А лошади, носороги и тапиры - в отряд непарнокопытных (у них по одному или три копыта на ноге). А все обезьяны и человек – в отряд приматов. 

КЛАСС: Отряды объединяются в классы. Все упомянутые звери (кошки, собаки, лошади, бегемоты, обезьяны и т.д.) входят в класс млекопитающих,. А ещё есть класс птиц, класс рептилий, класс амфибий, класс рыб и другие. 

ТИП и ЦАРСТВО: Классы объединяются в типы. Упомянутые выше классы входят в тип хордовых. А еще есть, например, типы членистоногих, моллюсков, плоских червей и другие. Типы объединяются в царства (царства животных, растений и грибов). 

В итоге, царств совсем мало, типов - больше, классов - ещё больше, отрядов - ещё больше, семейств - сотни тысяч, родов - уже миллионы, а видов - десятки миллионов. Их упорядочиванием, сравнением и сведением в стройную систему занимается наука "систематика" или "классификация". 

Катя (7 лет):  Когда у обезьяны отвалился хвост? Ей не было больно? 

Хвост у обезьяны не исчез сразу, вмиг. Он постепенно укорачивался, из поколения в поколение… Первые обезьяны имели длинный и пушистый хвост, у их потомков хвосты были немного покороче, у их потомков - ещё короче, а ещё через много поколений хвоста совсем не осталось. Такие постепенные изменения в ряду поколений называются эволюционными.  А если быть совсем точным, у человека тоже есть 4 хвостовых позвонка - копчик, только снаружи его не видно. Так что хвост не отваливался, а укорачивался, и это укорочение еще продолжается... 

Кстати, хвоста нет не только у человека, но и у человекообразных обезьян - шимпанзе, гориллы, орангутана, гиббона.

Коля (9 лет): Современные обезьяны не умеют говорить, или просто не хотят? 

Обезьяны не умеют говорить как мы, потому что у них несколько иначе устроены рот и гортань. Обезьяны не могут так двигать языком, как мы, и у них слишком большие тяжёлые челюсти. Но обезьяны могут произносить массу своих звуков, которые не можем повторить мы, так что они как бы говорят на своём языке. Конечно, "обезьяний язык" НАМНОГО проще нашего, в нём нет внятного разделения слов и смыслов, да и число этих "почти слов" и "почти смыслов" очень невелико. Но гориллы и шимпанзе могут научиться говорить на языке жестов (как глухонемые люди). На нём они общаются примерно так, как 2-3-летние дети. Этого уровня хватает, чтобы шутить, ругаться, обманывать, говорить о прошлом и будущем. Всё это гориллы и шимпанзе делают при общении с человеком (если их научить). В природе же им это всё не надо, они общаются своими способами. 

Андрей (10 лет):  Я видел фильм про предков человека. А откуда учёные узнали, как они выглядели и как говорили? 

Как выглядели древние люди, учёные узнают по их останкам - черепам и скелетам, которые иногда находят в земле. Кости являются основой всего организма, так что по костям можно примерно определить, как когда-то выглядело это существо. Могли ли древние люди говорить, учёные узнают тоже по строению определенных костей (есть такие кости, к которым  крепятся органы, с помощью которых человек разговаривает).

К тому же мы находим орудия и жилища древних людей, а потому знаем, на что они были способны, как они жили и что делали. 


Детские вопросы можно прислать в Редакцию. 

Условия конкурса "Спроси учёного про эволюцию человека"


Интересно

Известный французский астроном Фламмарион писал: «Новая раса, умственно более развитая, займет наше место на Земле, и кто знает, не встретимся ли мы когда-нибудь с вами, серьезный читатель, или с вами, мечтательная читательница, в кабинете какого-нибудь ученого 276-го века в виде белых величественных скелетов с этикетками на лбу. На нас будут смотреть как на любопытные экземпляры вымершей расы довольно грубой и жестокой, но уже обладавшей зачатками культуры и цивилизации и отличавшейся некоторой склонностью к занятию науками...»

Цитируется по: Быстров А. П. Прошлое, настоящее, будущее человека. Медгиз, Ленинградское отд., 1957, с. 276.

Catalog gominid Antropogenez.RU