English Deutsch
Новости
Эксперты отвечают

Наследуется ли манера сидения на корточках?

Руслан Фролович (Группа тех, у кого креационизм вызывает большие сомнения): Вот тут вот  написано: "В книге Habit and Heritage Вуд Джоунз обсуждал также манеру сидеть на корточках в разных популяциях человека. У многих азиатских народов принято сидеть на корточках так, что ступни стоят плоско на земле. Аборигены Австралии делают это иначе, их ступни подобраны под ягодицы (рис. 7.1). У тех, кто сидит в азиатской позе (рис. 7.2), в месте соединения голени и таранной кости (ступни) есть хорошо выраженная поверхность, которая, по-видимому, позволяет очень долго удобно сидеть на корточках на рисовых полях и базарах (для большинства европеоидов это очень трудное дело). Этой особенной суставной поверхности нет у аборигенов Австралии, у них она совершенно другая. Далее, ни той, ни другой поверхности нет у тех людей, которые привыкли сидеть на стульях. И что самое интересное, все эти структуры уже присутствуют в костях эмбрионов и маленьких детей у тех народов, которые имеют привычку сидеть на корточках, но их нет у эмбрионов и маленьких детей в тех популяциях, где люди для сидения используют стулья.
Насколько это соответсвует правде?

Мария Медникова: К сожалению, я сейчас в отъезде, у меня нет возможности добыть справочную литературу и проверить утверждения автора. Вопрос, конечно, интересный.

Если в общих словах, "поза сидения на корточках" интересует антропологов уже давно. Приверженность к такой позе хорошо воссоздается по костям скелета. Напомню, что скелетной системе человека свойственны пластичность и резистентность, позволяющие запечатлевать в своей структуре последствия длительного биомеханического воздействия. С другой стороны, существует ряд признаков посткраниальногоЧасти скелета, кроме черепа. скелета, передающихся по наследству и от внешних воздействий не зависящих.

Какие изменения могут происходить с костями при привычном сидении на корточках? Еще в 1952 г. Барнетт и Напье обратили внимание на формирование добавочных фасеток (латеральнойРасположенный сбоку или относящийся к боковой поверхности какого либо органа или организма. и медиальнойРасположенный ближе к срединной продольной плоскости.) на поверхности шейки таранной кости. Они появляются в детстве и связаны с определенной локомоцией.

Обычно натяжение связок ограничивает сгибание стопы в голеностопном суставе в дорзальном(от лат. dorsum — спина)  — часть тела, расположенная на спине или обращенная в сторону спины. Противоположность "вентральной части". направлении (dorsiflexion) и препятствует контакту между большеберцовой костью и шейкой таранной кости. При дорзифлексии задняя часть дельтовидной связки и сухожилий больше- и малоберцовых мышц растягиваются, в то время как дистальныеЧасть (например, скелета), наиболее удаленная от центра тела или органа. Противоположность "проксимальной части". части костей голени расходятся у клиновидного блока таранной кости. Добавочные фасетки – результат натяжения связок, обеспечивающего соприкосновение большеберцовой и шейки таранной кости.

Среди современных людей этот функциональный признак реже присутствует у европейцев и чаще – у индийцев и австралийцев [Singh, 1959; Rao, 1966]. Еще ранние исследования фиксировали внимание на связи фасеток с гипердорзифлексией стопы – движением, характерным для лазания или взбирания в гору [Thompson, 1889].

У современных Homo присутствие латеральнойРасположенный сбоку или относящийся к боковой поверхности какого либо органа или организма. фасетки увязывается с привычкой сидеть на корточках. Например, показано, что фасетки встречались чаще у европейцев вплоть до средневековья благодаря распространению в жилищах с земляными полами открытых очагов, вблизи которых можно было сидеть в такой позе [Boulle, 2001]. С изменением конструкции жилищ и соответствующим изменением культурных традиций фасетки на таранных костях у европейского населения исчезли.

Это лишний раз доказывает, что признак функциональный, по наследству не передается.

К сообщениям об эмбриональных различиях между народами, "сидящими на стульях" и "сидящими на корточках", я отношусь критически. Что касается разных способов сидения на корточках, то они диктуются культурными и хозяйственными традициями разных обществ. Люди всегда поступают так, как им удобнее.


Интересно

Апостол Павел, обращаясь к христианской общине Коринфа, пишет: "Ибо надлежит  быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные" (1 Кор.11:19).

Catalog gominid Antropogenez.RU