English Deutsch
Новости
Эксперты отвечают

Шимпанзе не умеют вызывать дождь

shuric (форум Paleo.ru): в цитате здесь говорится, что  что когда нашли захоронение сунгирца, Герасимов посмотрел на череп и сказал: "Европеоид".  Собственно, вопрос: Насколько был прав/неправ  Герасимов? В литературе встречаются разные мнения - согласно одним европейские кроманьонцы европеиды, согласно другим - современных рас в палеолите не существовало. 

С.В.Дробышевский: Что сказал даже великий человек при мимолётном взгляде на череп - мало чего значит. Сунгирец сочетает в себе признаки нескольких современных рас, но точно не относится ни к одной из них. Европейские кроманьонцы в большинстве своём из всех рас наиболее похожи на современных европеоидов (это не странно, ведь они - их предки; но есть и исключения - Маркина Гора или "негроиды" Гримальди), но не идентичны им. Ведь расы тоже менялись. Подробнее про это сказано на нашем сайте в разделе "Центр и периферия". 

Сергей Клевцов (письмо в Редакцию): Я обратил внимание, что форма глазниц у черепов кроманьонцев заметно отличается от таковых у нас, - последней модификации. Если конечно, мне попадались изображения не одного и того же кроманьонского черепа (например, того, что опубликован у вас на сайте). У нас они примерно треугольной формы с очень скруглёнными углами, а у "них" представляют из себя практически параллелепипед.

Так вот, если я прав, и это не плод моего воображения - то почему? Поднимался ли этот вопрос в научном сообществе и, если да, существуют ли какие-нибудь гипотезы на этот счёт?

С.В.Дробышевский: В принципе, Вы правы. Действительно, у современного человека глазницы обычно заметно скруглены по углам, а у кроманьоцев угловаты и прямоугольны. Фишка в том, что у кроманьонцев сильно развито надбровье, оно как бы сдавливает глазницы сверху. Но и у кроманьоцев встречалась округлая форма глазниц, и у современных людей бывает прямоугольная - дело в статистике. 

Марина (письмо в Редакцию): Я в антропологии абсолютный чайник, но иногда бывает интересно поразбираться в таких вопросах. Например, сейчас попыталась выяснить, что такое тупиковая ветвь эволюции. Вроде это понятие часто встречается, а что именно оно означает не ясно. То ли это вид, который перестает развиваться, деградирует, то ли так можно назвать просто любой вымерший не важно почему вид, не успевший эволюционировать ни во что новое?

В поисковике не нашла ни одного понятного определения.

В общем, у меня вопрос: где такой чайник как я может найти простые и ясные определения? у кого спросить? И что все-таки такое тупиковая ветвь эволюции? 

С.В.Дробышевский: Внятные определения есть в словарях, например, в Большом Биологическом Словаре, его нетрудно купить или скачать в интернете. Термины, связанные с антропогенезом, есть на нашем сайте в Словаре.

Тупиковая ветвь эволюции - это именно вымерший по любой причине вид. Иногда тупиковой ветвью называют также современные живые виды, но столь явно специализированные, что от них трудно ждать какого-то богатого продолжения. Примером может служить столь любимый мной муравьед.

Виктор (письмо в Редакцию): Есть ли какая-нибудь информация по поводу того, как часто рожали древние женщины? А то мы тут спорим, насколько беременность при кормлении грудью физиологична. Сейчас-то это сплошь и рядом встречается, но я лично считаю, что в древние времена женщины рожали вовсе не каждый год, а раз в три-пять лет, по завершении грудного вскармливания предыдущего ребенка. Это подтверждает опыт наблюдения за обезьянами, которые в зоопарке, на обильном питании, рожают в несколько раз чаще, чем в дикой природе. Но нужны еще аргументы, а они, к сожалению, не нагугливаются. Заранее спасибо! =) 

М.Л.Бутовская:  Относительно древних женщин сказать не могу. Но у меня есть собственные наблюдения, которые относятся к хадза - охотникам-собирателям Танзании. Они продолжают вести традиционный образ жизни, контрацептивами не пользуются. В этом обществе женщины кормят грудью и рожают следующего ребенка. Интервалы между родами примерно 3 г. Но кормить грудью могут и до 3.5 лет. Так что, порой, старший ребенок тоже капризничает, требуя у матери грудь, и она ему периодически разрешает это делать. Отчего так получается: просто матери начинают прикармливать детей различными продуктами, и интервалы между кормлениями увеличиваются, что, возможно, и создает необходимые условия для возобновления овуляции.

Борис Шипов (Группа тех, у кого креационизм вызывает большие сомнения): В.С.Фридман считает, что инстинктов у человека нет вообще: http://ethology.ru/library/?id=314 Что по этому поводу думают на "Антропогенезе"?

А.В.Марков: Все зависит от определения инстинкта. Если под инстинктами понимать только жестко "запрограммированные" в геноме сложные последовательности поведенческих актов, реализация которых не зависит от условий развития, обучения и вообще от "среды" в широком смысле, то тогда действительно получается, что ни у человека, ни у других гоминоидов инстинктов нет.

С другой стороны, можно поставить под сомнение целесообразность использования такого узкого определения инстинкта. На самом деле практически все фенотипические признаки организма, и тем более поведенческие признаки, формируются в результате взаимодействия генетических и средовых факторов. Если кто-то утверждает, что такое-то поведение - не инстинктивное, ибо у животных, воспитанных в ненормальных условиях (например, в изоляции, вне контакта с соплеменниками), такое поведение не развивается, то я бы мог на это возразить, что если эмбрион положить в серную кислоту, то он вообще растворится, и у него никакие фенотипические признаки не разовьются. Что же - мы должны сделать из этого вывод, что генетически предопределенных признаков вообще не существует? Все признаки развиваются в онтогенезе на основе генетических "программ", рассчитанных на те условия среды, в которых развитие обычно происходит у данного вида; грубое изменение условий развития может привести к грубому изменению фенотипа, но это не значит, что врожденных признаков не существует.

В геноме "записаны" не признаки, а потенциальные возможности развития признаков в "нормальных" для данного вида условиях развития. Скажем, для человека и других обезьян общение с родителями - обязательный элемент того, что следует понимать под "нормальными условиями развития". Несомненно, у человека есть генетически обусловленные предрасположенности к развитию разнообразных сложных форм поведения - например, к овладению языком. Но реализуются эти генетические задатки только в том случае, если развитие происходит в более-менее нормальных (типичных) условиях. Считать ли такие генетические предрасположенности инстинктами - вопрос договоренности между специалистами.

Семён Чипеев  (Письмо в редакцию): С.В. Дробышевский в кандидатской диссертации  предложил, на мой взгляд, архиинтересный вариант систематики гоминид. Как этот вариант систематики был принят в научном сообществе, получил ли он известность, был ли опубликован в научных журналах? Когда выйдет статья в Nature, наконец? 

С.В. Дробышевский: Научное сообщество, как обычно, прониклось и промолчало:) Главным образом потому, что людей, занимающихся систематикой гоминид, в стране, окромя Дробышевского, не имеется. В Nature статьи, вероятно, никогда не будет, хотя мысль богатая.

Dessa (форум Paleo.ru)мартовский номер 2012 "В мире науки", Статья  "ЗАГАДКИ ГЕНОМНОГО ИМПРИНТИНГА. Мифы и реальность" (Автор Виген Артаваздович Геодакян). Цитирую:  "Почему женские черепа пещер Схул и Табун - неандертальские, а мужские - кроманьонские?"

С.В. Дробышевский: Вероятно, потому, что уважаемый Виген Артаваздович не является антропологом и не знает, что ни в Схуле, ни в Табуне кроманьонских черепов вообще нет. Видимо, под женщинами-неандерталками имеются в виду Табун I, а под мужчинами-кроманьонцами - Схул IV и V, а также Табун II. Правда, от внимания Вигена Артаваздовича ускользнул тот факт, что схульские "сапиенсы" - это никак не сапиенсы, а мужчина Схул IX является достаточно классическим неандертальцем. Тут мы имеем классический пример подгона фактов под имеющуюся гипотезу. Однако факты упрямы, и сколь бы Виген Артаваздович ни любил свои мысли насчёт эволюционной роли мужчины и женщины, они не получают подтверждения в палеоантропологии.

Foxp2 (письмо в Редакцию):   1. Станислав Владимирович, не подскажете ли, какого цвета кожа у шимпанзе под шерстью - черная или белая? 2. Недавно читал, что, "...по утверждению африканцев и по наблюдению исследователей, шимпанзе практикуют ритуал вызова дождя". Совершается он так: "...самцы шимпанзе, усадив своих самок на дерево, сами берутся за руки и с криками ходят вокруг него по часовой стрелке. И после такого обряда дождь идет. Не сразу, но через день-два - стопроцентно". 

Маленький комментарий: эти два вопроса связаны между собой. Я лично не видел, но, если у шимпанзе под шерстью действительно белая кожа, то, придется согласиться с автором цитируемой книги, что это неоспоримое доказательство того, что "...этот вид может быть потомком белых пришельцев с «Ора» (звезды в созвездии Ориона- прим. мое) - наших, кстати, родственников". А ритуал вызывания дождя - типичная оккультная практика шимпанзе - говорит о том, что "...он сохранился в их среде еще с тех времен, когда предки шимпанзе были еще людьми и шли по пути высшей космической эволюции" (после давно случившейся катастрофы они дегенерировали). :))))))

С.В. Дробышевский:  Фантастические вопросы! Кожа шимпанзе не белая и не чёрная, а буро-желтоватая или серая. Гадать тут не надо - достаточно посмотреть на их лица и руки, там всё прекрасно видно. Цвет их кожи ничего не говорит про предков с Ориона. Про обряд вызывания дождя - полная ерунда. Ничего такого у шимпанзе нет. Сказки африканцев, конечно, своеобразны, но и в русских сказках медведи с зайцами в избушках живут и пироги пекут. Сказки сочиняются по принципу "что вижу, то пою", причём вижу не в природе, а в собственной жизни. Так что обряды негров, вызывающих дождь, вполне легко могут быть спроецированы на шимпанзе. Про наблюдения учёных - ложь и клевета. Никакие учёные обрядов шимпанзе не видали. Конечно, обезьяны могут себя вести нестандартно при смене погоды, но причина и следствие тут перепутаны. Про разумных предков со звёзд - это тема не нашего сайта, а других, более астральных.

Никита (письмо в Редакцию): Есть какие-то намёки на негройдные элементы у индо-средиземноморской малой расы? Я то их не вижу, но регулярно приходится натыкаться на подобные заявления в Интернете?

С.В. Дробышевский: Строго говоря - нет. Более того, граница между негроидами и индо-средиземноморцами довольно резкая. По ширине носа и толщине губ, например, они находятся на противоположных концах мировой изменчивости. По форме волос - тоже. Различия касаются формы лица (указателя лица, уплощённости вертикальной и обеих горизонтальных), роста бороды и усов и массы всего прочего. Другое дело, что есть смешанные группы - в Северной Африке, конечно. Среди туарегов таких смешанных групп полно. А вот афганца или испанца-итальянца от негра, думаю, каждый отличит. Как бы негроидным элементом является более тёмный цвет кожи у южных европеоидов по сравнению с северными, но у индо-средиземноморцев он никак не дотягивает до негроидных значений. В противном случае надо искать негроидность у эскимосов, индейцев, малайцев, яванцев и массы прочего народа, что очевидно бессмысленно. Если же речь идёт о метисных популяциях или представителях восточноафриканской (эфиопской) расы, то при чём тут индо-средиземноморцы как таковые? А обычно в таких рассуждениях как раз эти группы и поминают. Так что правильно Вы не видите негроидности у азербайджанцев, курдов и турков. В интернете же можно найти всякую ахинею, писанную незнамо какими знатоками. Лучше читать классику: Рогинский, Левин, "Антропология", М., 1963 г.


Вопросы Экспертам можно задать на форуме paleo.ru, или прислать в Редакцию.


Интересно

- А вот анамедни на гумно пришел, - заговорил другой мужик... - На гумно пришел: "Знаете ли вы, говорит, сколько до солнца верст?" А кто его знает? Наука эта не нашенская, а барская. "Нет, говорит, ты дурак, пехтерь, пользы своей не знаешь; а я, говорит, астролом! Я все божии планиды узнал."

Достоевский Ф.М. Село Степанчиково и его обитатели.

Catalog gominid Antropogenez.RU