English Deutsch
Новости
Эксперты отвечают

Создать гибрида человека и шимпанзе наверное возможно, только зачем?

Публикуем ответы Тамары Георгиевны Кузнецовой на вопросы участников встречи с редакцией АНТРОПОГЕНЕЗ.РУ, прошедшей в Санкт-Петербурге 21 декабря 2012 г.

Мининг Эдуард Эдуардович: Имеются ли данные о динамике роста массы коры в ее отношении к массе подкорки, и какова динамика ее топографической представленности в мозге? Есть ли данные о динамике роли ретикулярной формации, принимая во внимание, что на более ранних этапах эволюции подкорка вынуждена брать на себя функции будущей коры (обучаемость)?

У человека поверхность коры больших полушарий достигает 1700см2, у шимпанзе — 560 см2, у собаки — 130 см2 .

У человекообразных обезьян и еще больше у человека увеличивается относительный вес мозга, приходящегося на долю коры. Новые области вдвигаются между старыми, у человека это касается, прежде всего, центров речи. Новый мозг надстраивается на основе старого, а новая ступень в развитии поведения, соответствующая новому отделу мозга, надстраивается над старой. Наибольшие изменения и увеличение в процессе эволюции новой коры претерпевают ассоциативные зоны, в то время как первичные, сенсорные поля уменьшаются по относительной величине.

Приматы демонстрируют наиболее высокий уровень организации коры головного мозга. Кора приматов характеризуется шестислойностью, отсутствием перекрытия ассоциативных и проекционных зон. У приматов формируются связи между фронтальными и теменными ассоциативными полями и, таким образом, возникает целостная интегративная система больших полушарий.

При этом совершенствование коры конечного мозга у млекопитающих неразрывно связано с эволюцией всех отделов центральной нервной системы. Этот процесс сопровождается интенсивным ростом прямых и обратных связей, соединяющих корковые и подкорковые структуры.

Формирование целенаправленного поведения связано с системной деятельностью как ассоциативных зон коры, так и подкорки, в частности неостриатума и миндалины. Основная функция неостриатума – обобщение коркового анализа и информации из подкорковых структур. В эволюции происходит усложнение этой структуры. Что касается ретикулярной формации, то известно, что данная структура в составе стволо-таламо-кортикальной системы обеспечивает активационную функцию внимания. 

Мининг Эдуард Эдуардович: Известен случай, когда девочку перетаскивали из класса в класс (нельзя было ставить двойки), затем 5-ти или 7-ми классница внезапно умирает, и вскрытие обнаруживает у нее  «полное отсутствие коры».

Корковые структуры играют первостепенную роль в обучении животных и человека. Подкорковыми механизмами может быть обеспечено образование некоторых простых условных рефлексов. Однако сложные условные рефлексы, лежащие в основе целостных актов поведения, требуют сохранности корковых структур и участия не только первичных зон корковых концов анализаторов, но и ассоциативных — третичных зон.

Обезьяна, лишенная больших полушарий, живет не более 3 месяцев, при этом находится в оцепенении, вяло реагирует только на сильные раздражители, у нее полностью исчезает условно-рефлекторная деятельность. Дети, рожденные без коры больших полушарий, обычно погибают вскоре после рождения.

Известно, что локализация функций в коре многократно дублируется Возможным объяснением данного феномена может быть то, что отсутствие коры не было полным.

Вавилина Анастасия Владимировна: Практикуется ли в современной науке создание искусственной среды для проживания приматов, в которой их когнитивные способности раскроются максимально, по сравнению с привычной средой обитания. И если таковые исследования проводятся, то есть ли какие-то особо интересные наблюдения?

Да, такие исследования проводятся. Наиболее интересный пример - организованный Роджером Футсом в1993 г. Институт изучения коммуникации шимпанзе и человека, в Элленсбурге (штат Вашингтон), где живёт «семья Уошо» - первая в мире колония говорящих обезьян. Наблюдения за поведением этой группы на протяжении многих лет послужили богатейшим источником данных о поведении, обществе и субкультуре «говорящих» обезьян. Подробно эти эксперименты описаны в книге З.А. Зориной «Говорящие обезьяны».

Шувалов Михаил Николаевич: Известны примеры, когда кошка вскармливала молоком ежат или бельчат. Есть ли такие примеры или возможности, связанные со взрослой обезьяной и ребенком человека?

Известно достаточно примеров, когда приемными родителями для потерянных или брошенных детей становились волки, собаки, медведи. Крупные обезьяны (шимпанзе, гориллы, орангутаны) избегают людских поселений и подобные примеры не описаны. Что касается обезьян более мелких видов, известны случаи, когда они похищали человеческих детей. Описана история ребенка-обезьяны из Уганды. 4-х летний Джон Ссебунья убежал в джунгли, где, предположительно, его вырастили зеленые мартышки. Нашли мальчика в 1991 году. Как и в других случаях с детьми-маугли, он сопротивлялся жителям деревни, которые пытались его схватить, и получил помощь от своих сородичей обезьян, которые бросали в людей палки. После того, как его поймали, Джона научили разговаривать и петь. Последнее, что стало о нем известно - то, что он гастролирует с детским хором Жемчужины Африки. Если до изоляции от общества у детей были некоторые навыки социального поведения, процесс их реабилитации происходит значительно проще. Те, кто жил в обществе животных первые 3.5—6 лет жизни, практически не могут освоить человеческий язык, ходить прямо, осмысленно общаться с другими людьми, несмотря даже на годы, проведённые в последующем в обществе людей. Это лишний раз показывает, насколько важными для развития ребенка являются первые годы его жизни.

Аверьянов Павел Алексеевич: Можно хотя бы теоретически получить гибрида человека и скажем шимпанзе? 

Учитывая успехи современной генетики, теоретически наверное возможно, только встает вопрос: зачем? Как рассматривать полученное потомство? Как человека, как неполноценного человека или как животное? И где здесь границы? Гораздо гуманнее создать для шимпанзе наиболее оптимальные условия, чтобы получить практическое потомство, способствуя сохранению этого исчезающего вида. В чем крайне нуждается антропоидник!

Кишкурно Мария Святославовна: Возможно ли то, что у шимпанзе однажды появится абстрактное мышление и разум их будет развиваться, что приведет к появлению новых форм рода Homo?

Зачатки абстрактного мышления у шимпанзе есть. Но если у человека мышление, в том числе и абстрактное, тесно связано с речью, то у шимпанзе эта связь отсутствует. Интеллектуальные реакции обезьян могут осуществляется лишь на основе ограниченного числа представлений, тогда как человек использует совершенно своеобразный способ отражения действительности в сознании – обобщение с помощью слов. Этот способ имеет длительную эволюционную историю. Возможно у шимпанзе и появится какая-либо мутация, связанная с реконструкцией генного аппарата, которая повлечет за собой развитие разума, однако кажется маловероятным повторение того же самого пути, который прошел человек. Кроме того, возникновение «новых форм» не гарантирует победу в естественном отборе. Кажется маловероятным, что вновь возникший разум «догонит» человеческий.

Хомяков Александр: Что есть кардинально отличное у человека, чего нет у обезьян даже в зачаточном состоянии,  и чему они даже не могут обучиться мучениями экспериментатора? В чем именно расходятся в способностях дети от 2-х лет с шимпанзе того же возраста?

Невозможно научить высших обезьян говорить. Одна из таких попыток была предпринята в начале ХХ века Уильямом Фурнессом. Он пытался научить орангутана говорить «папа». Во время учебы исследователь сначала удерживал ее губы сомкнутыми, а затем отпускал их, повторяя звук. После 6 месяцев обучения обезьяна достаточно четко сказала «папа» по собственной инициативе, и повторяла его по команде. Затем ее обучили говорить слово чашка. Однако на этом работа оборвалась – она погибла от пневмонии. Характерно, что даже в предсмертной горячке, когда она просила пить, то произносила слово «cup».

Впоследствии было показано, что неспособность обезьян подражать человеческой речи обусловлено строением их гортани: из-за того, что гортань расположена в верхней части голосового пути шимпанзе не могут управлять своим голосовым аппаратом так, чтобы произносить слова. Однако оказалось, что можно научить их пользоваться неакустическим „знаковым языком“, во всяком случае на уровне 2-2,5 летних детей.

Что касается 2-х летних детей и детенышей шимпанзе, то у первых вскоре после этого возраста наступает «критический период», когда мышление становится речевым и словарный запас значительно возрастает, а у вторых лучше развита двигательная активность. 

Павлов Алексей Михайлович: Можно ли объективно, насколько позволяют научные методы, выделить у человека специфические особенности психики, которые достоверно и значительно отделяют его от  животных? 

Основная особенность психики человека – наличие второй сигнальной системы – речи, которая тесно связана с мышлением, т.к. в основе ее функционирования лежат понятия, суждения и умозаключения. Употребление орудий играет первостепенную роль в приспособлении человека к окружающей среде и приводит к трудовой деятельности и культурному развитию. Передача культурных традиций у человека происходит в символической форме с помощью второй сигнальной системы (речи). Эти специфические особенности являются основными отличительными признаками человека от животных.


Вопросы Экспертам можно задать на форуме paleo.ru, или прислать в Редакцию


Интересно

Интересна эволюция Pediculus humanus, человеческой вши (см. Reed et al., 2004). Существует две разновидности Pediculus humanus, одна из которых встречается по всему миру, а другая - только в Африке. Генетический анализ показал, что эти две линии разделились 1.2 млн лет тому назад. (Т.е. еще во времена предков современного человека, Homo erectus). Видимо, как раз в это время группа эректусов отделилась от африканской популяции, мигрировала из Африки и обособилась (возможно, в Азии). Вместе с ней обособились и вши...

Catalog gominid Antropogenez.RU