English Deutsch
Новости
Эксперты отвечают

Создать гибрида человека и шимпанзе наверное возможно, только зачем?

Публикуем ответы Тамары Георгиевны Кузнецовой на вопросы участников встречи с редакцией АНТРОПОГЕНЕЗ.РУ, прошедшей в Санкт-Петербурге 21 декабря 2012 г.

Мининг Эдуард Эдуардович: Имеются ли данные о динамике роста массы коры в ее отношении к массе подкорки, и какова динамика ее топографической представленности в мозге? Есть ли данные о динамике роли ретикулярной формации, принимая во внимание, что на более ранних этапах эволюции подкорка вынуждена брать на себя функции будущей коры (обучаемость)?

У человека поверхность коры больших полушарий достигает 1700см2, у шимпанзе — 560 см2, у собаки — 130 см2 .

У человекообразных обезьян и еще больше у человека увеличивается относительный вес мозга, приходящегося на долю коры. Новые области вдвигаются между старыми, у человека это касается, прежде всего, центров речи. Новый мозг надстраивается на основе старого, а новая ступень в развитии поведения, соответствующая новому отделу мозга, надстраивается над старой. Наибольшие изменения и увеличение в процессе эволюции новой коры претерпевают ассоциативные зоны, в то время как первичные, сенсорные поля уменьшаются по относительной величине.

Приматы демонстрируют наиболее высокий уровень организации коры головного мозга. Кора приматов характеризуется шестислойностью, отсутствием перекрытия ассоциативных и проекционных зон. У приматов формируются связи между фронтальными и теменными ассоциативными полями и, таким образом, возникает целостная интегративная система больших полушарий.

При этом совершенствование коры конечного мозга у млекопитающих неразрывно связано с эволюцией всех отделов центральной нервной системы. Этот процесс сопровождается интенсивным ростом прямых и обратных связей, соединяющих корковые и подкорковые структуры.

Формирование целенаправленного поведения связано с системной деятельностью как ассоциативных зон коры, так и подкорки, в частности неостриатума и миндалины. Основная функция неостриатума – обобщение коркового анализа и информации из подкорковых структур. В эволюции происходит усложнение этой структуры. Что касается ретикулярной формации, то известно, что данная структура в составе стволо-таламо-кортикальной системы обеспечивает активационную функцию внимания. 

Мининг Эдуард Эдуардович: Известен случай, когда девочку перетаскивали из класса в класс (нельзя было ставить двойки), затем 5-ти или 7-ми классница внезапно умирает, и вскрытие обнаруживает у нее  «полное отсутствие коры».

Корковые структуры играют первостепенную роль в обучении животных и человека. Подкорковыми механизмами может быть обеспечено образование некоторых простых условных рефлексов. Однако сложные условные рефлексы, лежащие в основе целостных актов поведения, требуют сохранности корковых структур и участия не только первичных зон корковых концов анализаторов, но и ассоциативных — третичных зон.

Обезьяна, лишенная больших полушарий, живет не более 3 месяцев, при этом находится в оцепенении, вяло реагирует только на сильные раздражители, у нее полностью исчезает условно-рефлекторная деятельность. Дети, рожденные без коры больших полушарий, обычно погибают вскоре после рождения.

Известно, что локализация функций в коре многократно дублируется Возможным объяснением данного феномена может быть то, что отсутствие коры не было полным.

Вавилина Анастасия Владимировна: Практикуется ли в современной науке создание искусственной среды для проживания приматов, в которой их когнитивные способности раскроются максимально, по сравнению с привычной средой обитания. И если таковые исследования проводятся, то есть ли какие-то особо интересные наблюдения?

Да, такие исследования проводятся. Наиболее интересный пример - организованный Роджером Футсом в1993 г. Институт изучения коммуникации шимпанзе и человека, в Элленсбурге (штат Вашингтон), где живёт «семья Уошо» - первая в мире колония говорящих обезьян. Наблюдения за поведением этой группы на протяжении многих лет послужили богатейшим источником данных о поведении, обществе и субкультуре «говорящих» обезьян. Подробно эти эксперименты описаны в книге З.А. Зориной «Говорящие обезьяны».

Шувалов Михаил Николаевич: Известны примеры, когда кошка вскармливала молоком ежат или бельчат. Есть ли такие примеры или возможности, связанные со взрослой обезьяной и ребенком человека?

Известно достаточно примеров, когда приемными родителями для потерянных или брошенных детей становились волки, собаки, медведи. Крупные обезьяны (шимпанзе, гориллы, орангутаны) избегают людских поселений и подобные примеры не описаны. Что касается обезьян более мелких видов, известны случаи, когда они похищали человеческих детей. Описана история ребенка-обезьяны из Уганды. 4-х летний Джон Ссебунья убежал в джунгли, где, предположительно, его вырастили зеленые мартышки. Нашли мальчика в 1991 году. Как и в других случаях с детьми-маугли, он сопротивлялся жителям деревни, которые пытались его схватить, и получил помощь от своих сородичей обезьян, которые бросали в людей палки. После того, как его поймали, Джона научили разговаривать и петь. Последнее, что стало о нем известно - то, что он гастролирует с детским хором Жемчужины Африки. Если до изоляции от общества у детей были некоторые навыки социального поведения, процесс их реабилитации происходит значительно проще. Те, кто жил в обществе животных первые 3.5—6 лет жизни, практически не могут освоить человеческий язык, ходить прямо, осмысленно общаться с другими людьми, несмотря даже на годы, проведённые в последующем в обществе людей. Это лишний раз показывает, насколько важными для развития ребенка являются первые годы его жизни.

Аверьянов Павел Алексеевич: Можно хотя бы теоретически получить гибрида человека и скажем шимпанзе? 

Учитывая успехи современной генетики, теоретически наверное возможно, только встает вопрос: зачем? Как рассматривать полученное потомство? Как человека, как неполноценного человека или как животное? И где здесь границы? Гораздо гуманнее создать для шимпанзе наиболее оптимальные условия, чтобы получить практическое потомство, способствуя сохранению этого исчезающего вида. В чем крайне нуждается антропоидник!

Кишкурно Мария Святославовна: Возможно ли то, что у шимпанзе однажды появится абстрактное мышление и разум их будет развиваться, что приведет к появлению новых форм рода Homo?

Зачатки абстрактного мышления у шимпанзе есть. Но если у человека мышление, в том числе и абстрактное, тесно связано с речью, то у шимпанзе эта связь отсутствует. Интеллектуальные реакции обезьян могут осуществляется лишь на основе ограниченного числа представлений, тогда как человек использует совершенно своеобразный способ отражения действительности в сознании – обобщение с помощью слов. Этот способ имеет длительную эволюционную историю. Возможно у шимпанзе и появится какая-либо мутация, связанная с реконструкцией генного аппарата, которая повлечет за собой развитие разума, однако кажется маловероятным повторение того же самого пути, который прошел человек. Кроме того, возникновение «новых форм» не гарантирует победу в естественном отборе. Кажется маловероятным, что вновь возникший разум «догонит» человеческий.

Хомяков Александр: Что есть кардинально отличное у человека, чего нет у обезьян даже в зачаточном состоянии,  и чему они даже не могут обучиться мучениями экспериментатора? В чем именно расходятся в способностях дети от 2-х лет с шимпанзе того же возраста?

Невозможно научить высших обезьян говорить. Одна из таких попыток была предпринята в начале ХХ века Уильямом Фурнессом. Он пытался научить орангутана говорить «папа». Во время учебы исследователь сначала удерживал ее губы сомкнутыми, а затем отпускал их, повторяя звук. После 6 месяцев обучения обезьяна достаточно четко сказала «папа» по собственной инициативе, и повторяла его по команде. Затем ее обучили говорить слово чашка. Однако на этом работа оборвалась – она погибла от пневмонии. Характерно, что даже в предсмертной горячке, когда она просила пить, то произносила слово «cup».

Впоследствии было показано, что неспособность обезьян подражать человеческой речи обусловлено строением их гортани: из-за того, что гортань расположена в верхней части голосового пути шимпанзе не могут управлять своим голосовым аппаратом так, чтобы произносить слова. Однако оказалось, что можно научить их пользоваться неакустическим „знаковым языком“, во всяком случае на уровне 2-2,5 летних детей.

Что касается 2-х летних детей и детенышей шимпанзе, то у первых вскоре после этого возраста наступает «критический период», когда мышление становится речевым и словарный запас значительно возрастает, а у вторых лучше развита двигательная активность. 

Павлов Алексей Михайлович: Можно ли объективно, насколько позволяют научные методы, выделить у человека специфические особенности психики, которые достоверно и значительно отделяют его от  животных? 

Основная особенность психики человека – наличие второй сигнальной системы – речи, которая тесно связана с мышлением, т.к. в основе ее функционирования лежат понятия, суждения и умозаключения. Употребление орудий играет первостепенную роль в приспособлении человека к окружающей среде и приводит к трудовой деятельности и культурному развитию. Передача культурных традиций у человека происходит в символической форме с помощью второй сигнальной системы (речи). Эти специфические особенности являются основными отличительными признаками человека от животных.


Вопросы Экспертам можно задать на форуме paleo.ru, или прислать в Редакцию


Интересно

Когда в 1817 г. с корабля спускали лошадь для короля Помаре, канаты лопнули, и ло­шадь упала в воду; туземцы [таитяне] немедленно спрыгнули за борт и своими криками и тщетными усилиями помочь животному чуть не утопили его. Но как только лошадь добралась до берега, все население бросилось бежать, стараясь спрятаться от этой «носящей человека свиньи», как они окрестили лошадь.

Чарлз Дарвин. Путешествие натуралиста вокруг света на корабле «Бигль». Москва, ГИГЛ, 1953 г.,  с. 441.

Catalog gominid Antropogenez.RU