Эксперты отвечают

Чисто неандертальских генов в нашем геноме нет

Михаил (письмо в Редакцию):  В журнале Наука и жизнь написано: "В геноме каждого из нас 1,5 — 2% ДНК неандертальца. Но так как эти кусочки у разных людей различны, всё человечество в целом хранит 35—70% генов неандертальца." (12.2015 г. стр. 65)    Как это "различны"? Тогда в зависимости от комбинации участков ДНК у разных людей было бы от 0 до 70% генов неандертальца!?

Надежда Маркина, Олег Балановский: Нам неизвестны именно те цифры, на которые Вы ссылаетесь (35—70% генов неандертальца), но известна цифра в 20%. Столько неандертальской ДНК (то есть, пятая часть генома неандертальца, в количественном выражении около 600 Mb, 600 миллионов пар оснований) суммарно циркулирует в генофонде современных европейских и азиатских популяций. Эта цифра была получена в исследовании популяционных генетиков из Вашингтонского университета, которое было опубликовано в журнале Science.

Авторы исследования применили оригинальный подход, который позволил им «вытащить» все последовательности неандертальской ДНК, спрятанные в современных геномах. На наличие неандертальских включений они проанализировали полногеномные данные 665 современных людей (из них 379 жителей Европы и 286 – Восточной Азии).

Надо хорошо различать, что впечатляющая цифра в 20% неандертальской ДНК содержится именно во всем совокупном генофонде жителей Евразии. Поскольку эти фрагменты распределены в генофонде случайно, то теоретически, конечно, может родиться человек у которого случайно соберутся все 20%, а у другого человека не окажется ни одного. Но кусочков множество, комбинируются они независимо друг от друга, поэтому вероятность появления таких крайних генотипов почти нулевая. На практике у всех изученных до сих пор людей доля неандертальских включений составляла лишь от 1 до 3%. Поэтому ни о каких 70% речи не идет. 0% - до недавнего времени относили к африканским популяциям, так как их предки не гибридизовались с неандертальцами.

Однако по последним данным и у африканцев неандертальский вклад в геноме больше 0, это результат вторичных обратных миграций в Африку.

Действительно, у разных людей эти неандертальские последовательности содержатся в разных местах генома. Но тут обнаружились закономерности. В некоторых генах неандертальских включений больше среднего по геному. Это навело ученых на мысль, что эти включения оказались полезны для выживания наших предков, поэтому были подхвачены естественным отбором и закрепились. Например, к таким генам с повышенным неандертальским вкладом относятся гены, которые работают в кератиноцитах – клетках кожи, и регулируют ее пигментацию. Возможно, здесь приобретение неандертальских аллелей повысило способность сапиенсов адаптироваться к разным климатическим условиям при расселении по планете. С другой стороны, в современном геноме есть участки, где неандертальских последовательностей вовсе нет.

Софья (письмо в Редакцию): Меня интересует может ли неандертальская внешность проявляться в чертах человеческой внешности до сих пор? Потому-что выходишь в свет смотришь на окружающих людей они очень разные. Кто-то высокий и тонокостный, кто-то коренастый широкостный. Показав мне скелеты этих людей я бы отнесла их к разным видам, настолько мне кажется различны их строения черепов. У кого-то даже надбровные дуги выражены очень сильно, глубоко посажены глаза. В некоторых я вижу неандертальцев. И на что отвечают в нас неандертальские гены, эти 2,5%?

Надежда Маркина, Олег Балановский: Хотя в геноме каждого человека неафриканского происхождения содержится от 1 до 3% неандертальской ДНК (у африканцев существенно меньше), эти неандертальские включения нельзя так прямо увидеть в чертах внешности человека, как Вы пишете. В геноме современного человека нет «чисто неандертальских» генов,  чтобы какие-то гены целиком были унаследованы от неандертальцев. Большинство генов довольно длинные, а фрагменты неандертальской ДНК в современном геноме довольно короткие – не больше 57 Kb(тысяч нуклеотидов). Это объясняется тем, что со времени гибридизации сапиенсов с неандертальцами прошло достаточно много времени, и длинные последовательности оказались разбиты рекомбинациями (это обмен участками между разными хромосомами при делении клетки). Те или иные гены содержат эти включения, одни больше, другие меньше. Ученые только совсем недавно научились выявлять эти последовательности в геноме современного человека, и теперь есть кое-какие данные. Так, больше всего неандертальских фрагментов оказалось в некоторых генах, которые имеют отношение к пи гментации кожи, к метаболизму сахаров, к системе врожденного иммунного ответа. Генов, влияющих на особенности скелета и строение черепа, среди них не выявлено. Впрочем, такие исследования начались совсем недавно, так что ученым еще, наверняка, предстоит немало открытий на этом пути.

Алексей (письмо в Редакцию): В отношении мифа о матриархате.

Там, по этому поводу, изложено всё верно, но для полноты картины кое-чего не достаёт.
Речь веду о некоторых, в основном, малоизвестных фактах, которые говорят о том, что в верхнем палеолите статус женщины был очень высок. Кроме многочисленных женских фигурок ("Венер") - это и многочисленные, верхнепалеолитические женские рисунки. Мужских изображений в верхнем палеолите, практически, нет. Их даже много меньше, чем женских изображений по сравнению с мужскими во время патриархата.

При этом коллекция протоскульптур Дж. Харрода демонстрирует, что в предшествующий, более древний период - в среднем палеолите мужские изображения - опять не редки. Косаревым, на основе этнографических данных, был прочитан один верхнепалеолитический миф, многочисленные изображении сюжета которого запечатлены в верхнепалеолитических рисунках и который для верхнего палеолита был типичен. Ми состоит в том, что женщина является праматерью все животных и людей. Т.е. нечто вроде наоборот по отношению к тому, что Ева произошла из ребра Адама.
В свете того, что матриархат не обнаружен, все эти указания на очень высокий статус женщины в верхнем палеолите перестают быть странными, если вспомнить, что в верхнем палеолите появляется иголка. Именно начиная с верхнего палеолита известны находки скелетов животных, смысл убийства которых можно понять, если предположить, что они убивались специально с целью снятия шкуры. Наверняка шитьём одежды и обуви, а так же изготовлением соответствующих многочисленных инструментов, в частности, для выделки шкур, занялась тогда женщина. Что не могло не повысить её статус.

Так что никакие этнографические данные не противоречат тому, что в верхнем палеолите был матриархат, а изложенные выше факты говорят, скорее, за то, что был.

Яков Шер: Ваши утверждения основаны не просто на устаревших, но и вообще на  недостоверных  фактах. Неандертальцы, кроманьонцы и люди эпохи неолита  — очень разные  люди морфологически и, тем более, социально. Первые – классические представители присваивающего жизнеобеспечения. Они жили  охотой и собирательством, были каннибалами. У них не было никаких изображений вообще, кроме двух антропоморфных заготовок из туфа (Израиль) и кальцита (Марокко). Считается, что у них не было семьи и и был групповой брак, что тоже не доказано. Вторые – новый биологический вид, неотличимый от нас. Появляется парная семья, членораздельная речь, способность к созданию изображений. Сотни статуэток, тысячи фресок и гравировок. Действительно женские изображения преобладают, но есть и мужские. Один писатель сказал, что все художники во все времена стремились раздеть женщину. Они еще охотники и собиратели, но более высокого уровня. Третьи – новый социальный тип, знаменующий собой переход от присваивающей к производящей экономике в результате неолитической революции. Читатель, ссылаясь на М. Ф. Косарева, не понял, что речь идет о мифологической универсалии. В праиндоевропейских и других мифах   есть такой образ Мать-Земля. В русском фольклоре: Мать-Сыра-Земля.

Матриархат – это предполагавшаяся когда-то форма социальной организации у каких-то неясных наших эволюционных предков, это не миф, а гипотеза, не доказанная, но и не опровергнутая (особенно, у нас в стране) вот уже почти 150 лет.

Показательно, что так называемые "буржуазные" ученые (от Б.Малиновского и Л. Уайта до современных – М. Конки и др.) этой терминологией не пользуются. С моей точки зрения, гипотеза надуманная и умозрительная, а потому недоказуемая. Она активно обсуждалась в 30-х – 60-х гг. советскими этнографами с оглядкой на Ф. Энгельса (а он пересказывал черновики К.Маркса о книге Л.Моргана) и, особенно, с оглядкой на режим идеологической цензуры, при котором все утверждения классиков  марксизма считались незыблемыми истинами. Энгельс, человек для своего времени высокообразованный и следивший за публикациями по антропологии и этнографии, рассуждал для тех лет вполне логично. Если у наших предков признается существование группового брака, то дети не знают отцов, а только матерей. Отсюда понятия "материнский род" и "матриархат", а также ведущая роль матери в сообществе охотников и собирателей.  Но уже Знгельс отмечал, что сам Морган видел у ирокезов, что реальные брачные отношения противоречат принятым у них магическим объяснениям. Что их дети прекрасно знают, кто отец, а кто мать. Действительно, у некоторых этнических групп существуют и сейчас остатки материнского и отцовского права, но это уже другая сфера. При таком подходе, как у читателя, матриархат и патриархат можно обнаружить в сообществах не только других гоминид, а почти у всех млекопитающих и птиц. Показательно, что до появления марксистской литературы, термины матриархат и патриархат практически никто из доисториков не употреблял. Иногда они использовались как хронологические эпохи, что безнадежно устарело (правовед И. Бахофен: промискуитет, матриархат, патриархат в связи анализом материнского права).  Еще до отмены цензуры в нашей литературе случалось проскакивали издания, как, например, "Охотники, собиратели, рыболовы" (М., 1972). В ряде статей данного сборника уже тогда говорилось, что существование матриархата не подтверждается.

Слыша о новейших открытиях важнейшей роли нуклеиновых кислот в жизнедеятельности, Лысенко понял, что полностью отрицать их существование уже невозможно. Он попросил Белозерского рассказать о них в возглавляемом им Институте генетики... Лысенко поднялся и сказал: «Ну что ж, если химики считают, что нуклеиновые кислоты существуют, пусть они их и изучают. Кстати, Андрей Николаевич, покажите мне эту, как её, дезоксирибонуклеиновую кислоту». Последние слова, хорошо знакомые каждому научному работнику, он произнёс с трудом и прерываясь. На предложение Белозерского прийти к нему в лабораторию, где он ему всё покажет и расскажет, Лысенко ответил: «Нет, вы её мне в банке пришлите»...