Эксперты отвечают

Где в ДНК записаны рефлексы?

Виталий (письмо в Редакцию): Извините, что отвлекаю у вас время, знаю, что таких как я вам вопросы задают сотни пользователей сайта, но все же немного у меня не вписывается в концепцию измененного мировоззрения то, что я слышал ранее в школе и читал в книгах.

Я понял, что в ДНК передается только синтез тех или иных белков. Информация через ДНК не передается и рассказы про родовую память и т.п. вещи не более чем выдумка. Но все же интересна такая вещь, как врожденные рефлексы, ведь у животных и даже насекомых они есть. Каким образом они передаются из поколения в поколение? Ведь та же информация о запахах, которые излучают опасность или наоборот привлекательны - это тоже информация и она как-то должна быть у вновь родившегося существа? Иными словами интересна тема ДНК и врожденных рефлексов.

Светлана Боринская: В ДНК действительно закодирована структура белков. Но не только структура, а еще и время и условия синтеза того или иного белка. В частности, сигналами для синтеза некоторых важных для развития белков является наличие и концентрация ранее синтезированных белков или сигналов от соседних клеток. Тем самым определяется дальнейшая специализация клетки и ее местоположение относительно других клеток.

Все вместе это и является реализацией записанной в ДНК программы развития организма - последовательности молекулярных и клеточных процессов, ведущих к формированию его тканей и органов. В том числе и формирования нервной системы. В ДНК записан общий план ее строения, особенности нервных клеток и контактов между ними.

В основе выполнения действий лежит определенная структура связей между нейронами и их способность реагировать на внешние и внутренние сигналы. Часть этих связей и реакций определяется наследственной программой, реализуемой в эмбриогенезе, часть приобретается в процесс обучения прижизненно.
Безусловные рефлексы (или так называемые фиксированные формы действий) закодированы в ДНК также, как и любые другие признаки организма в виде структуры связей между нейронами и наличием у нейронов рецепторов, способных связывать гормоны и другие сигнальные молекулы.

Станислав Дробышевский: Кодируются действительно только белки, но через их наличие кодируется их взаимодействие и, стало быть, распознавание. Например, кодируется специфический белок рецептора, который соединяется с молекулой феромона и меняет свою конформацию, отчего либо возникает нервный импульс, либо он начинает соединяться с другими белками, отчего возникает реакция. Иногда достаточно небольших изменений в одном белке, чтобы получить большой эффект на уровне всего организма через цепные реакции.

Сергей (письмо в Редакцию): На основе обобщенных цитат из Маркова/Наймарк, которые уже один раз коротко комментировал Станислав Дробышевский вот тут, одна моя знакомая выдвинула на мой взгляд очень лихую теорию про решающее положительное значение перехода к моногамии для прогресса человечества. Ее тезисы, вкратце, выглядят примерно так:

- все самые продвинутые общества на планете на сегодня - моногамные, а отсталые - полигамные
- моногамия привела к увеличению мозга у сапиенса, так как усложнились социальные отношения
- переход к общественно узаконенной моногамии совпал с взрывом НТП в Европе, в то время как полигамная Африка итд остались отсталыми
- мужчина в моногамной семье не тратит много внимания на ряд жен, у него больше времени для занятий наукой и техникой

Хотел бы попросить Станислава прокомментировать :)

Станислав Дробышевский: Распределение поли- и моногамии по планете не такое простое, как представляет Ваша знакомая. Пуст поинтересуется базой данных Мёрдока и трудами М.Л. Бутовской. Для человека в наибольшей степени характерна не какая-то конкретная "-гамия", а сериальная моногамия или последовательная полигамия, что одно и то же. При этом пара в каждый конкретный момент времени - пара, но состав пар иногда меняется.

Об Александре Невском летопись сообщает, что он дожил до старости. Даты  рождения и смерти новгородского князя по энциклопедии: 1220-1262... Из всех людей, родившихся на нашей планете от палеолита до начала XX века, 40-летнего рубежа смогли достичь менее 10 %, а 50-летнего - не более 2 %. Об этом полезно напоминать нашему современнику, считающемуся в 40 лет чуть ли не молодым, но не устающему клясть пищу, воду, воздух, медицину и цивилизацию с ностальгией о счастливом и здоровом быте предков...

Хайтун С. Д., Социум против человека: законы социальной эволюции, М., «КомКнига», 2006 г., с. 221. Предоставлено Викентьевым И.Л.