Эксперты отвечают

Где в ДНК записаны рефлексы?

Виталий (письмо в Редакцию): Извините, что отвлекаю у вас время, знаю, что таких как я вам вопросы задают сотни пользователей сайта, но все же немного у меня не вписывается в концепцию измененного мировоззрения то, что я слышал ранее в школе и читал в книгах.

Я понял, что в ДНК передается только синтез тех или иных белков. Информация через ДНК не передается и рассказы про родовую память и т.п. вещи не более чем выдумка. Но все же интересна такая вещь, как врожденные рефлексы, ведь у животных и даже насекомых они есть. Каким образом они передаются из поколения в поколение? Ведь та же информация о запахах, которые излучают опасность или наоборот привлекательны - это тоже информация и она как-то должна быть у вновь родившегося существа? Иными словами интересна тема ДНК и врожденных рефлексов.

Светлана Боринская: В ДНК действительно закодирована структура белков. Но не только структура, а еще и время и условия синтеза того или иного белка. В частности, сигналами для синтеза некоторых важных для развития белков является наличие и концентрация ранее синтезированных белков или сигналов от соседних клеток. Тем самым определяется дальнейшая специализация клетки и ее местоположение относительно других клеток.

Все вместе это и является реализацией записанной в ДНК программы развития организма - последовательности молекулярных и клеточных процессов, ведущих к формированию его тканей и органов. В том числе и формирования нервной системы. В ДНК записан общий план ее строения, особенности нервных клеток и контактов между ними.

В основе выполнения действий лежит определенная структура связей между нейронами и их способность реагировать на внешние и внутренние сигналы. Часть этих связей и реакций определяется наследственной программой, реализуемой в эмбриогенезе, часть приобретается в процесс обучения прижизненно.
Безусловные рефлексы (или так называемые фиксированные формы действий) закодированы в ДНК также, как и любые другие признаки организма в виде структуры связей между нейронами и наличием у нейронов рецепторов, способных связывать гормоны и другие сигнальные молекулы.

Станислав Дробышевский: Кодируются действительно только белки, но через их наличие кодируется их взаимодействие и, стало быть, распознавание. Например, кодируется специфический белок рецептора, который соединяется с молекулой феромона и меняет свою конформацию, отчего либо возникает нервный импульс, либо он начинает соединяться с другими белками, отчего возникает реакция. Иногда достаточно небольших изменений в одном белке, чтобы получить большой эффект на уровне всего организма через цепные реакции.

Сергей (письмо в Редакцию): На основе обобщенных цитат из Маркова/Наймарк, которые уже один раз коротко комментировал Станислав Дробышевский вот тут, одна моя знакомая выдвинула на мой взгляд очень лихую теорию про решающее положительное значение перехода к моногамии для прогресса человечества. Ее тезисы, вкратце, выглядят примерно так:

- все самые продвинутые общества на планете на сегодня - моногамные, а отсталые - полигамные
- моногамия привела к увеличению мозга у сапиенса, так как усложнились социальные отношения
- переход к общественно узаконенной моногамии совпал с взрывом НТП в Европе, в то время как полигамная Африка итд остались отсталыми
- мужчина в моногамной семье не тратит много внимания на ряд жен, у него больше времени для занятий наукой и техникой

Хотел бы попросить Станислава прокомментировать :)

Станислав Дробышевский: Распределение поли- и моногамии по планете не такое простое, как представляет Ваша знакомая. Пуст поинтересуется базой данных Мёрдока и трудами М.Л. Бутовской. Для человека в наибольшей степени характерна не какая-то конкретная "-гамия", а сериальная моногамия или последовательная полигамия, что одно и то же. При этом пара в каждый конкретный момент времени - пара, но состав пар иногда меняется.

Следует, однако, сделать одно уточнение, без которого непонятна ошибочность распространенного написания «орангутанг». Слово «орангутан» малайского происхождения, составлено из двух слов, означающих, как мы помним, «человек лесной». Добавление буквы «г» в конце резко искажает смысл, означая уже «человек должник». Никому этот замечательный антропоид ничего не должен – «невинное» добавление буквы «г» является грубой ошибкой.

Э.П.Фридман Э.П. Приматы. – М.: Наука, 1979 г.,  с. 188.