Эксперты отвечают

Интервью с Экспертами

26.01.2013Булат Фаридович Хасанов, Ярослав Всеволодович Кузьмин
В прошлом году мы опубликовали комментарий специалистов-датировщиков по поводу любопытной статьи, размещенной на сайте plosone.org. В статье, в числе прочего, приводились результаты радиоуглеродного анализа органики из кости мозазавра. Анализ, вроде бы, показал, что кости не 70 миллионов, а… 24 600 лет. Разъяснения наших экспертов-датировщиков см. здесь. Рекомендуется ознакомиться с ними, перед тем как читать данный материал.

Несколько дней назад по следам этой публикации в социальной сети «Вконтакте»  разгорелась новая дискуссия. Приводим ответы наших экспертов на ряд вопросов нашего читателя.
15.01.2013Станислав Владимирович Дробышевский
От Редактора: К встрече с редакцией АНТРОПОГЕНЕЗ.РУ, состоявшейся в Петербурге 21 декабря, Читатели прислали ряд вопросов. Поскольку на мероприятии ответить на все вопросы не удалось (и, кстати, присутствовали далеко не все их авторы), публикуем здесь ответы, подготовленные нашим Научным редактором.
15.01.2013Станислав Владимирович Дробышевский, Светлана Александровна Боринская
Александр Журавлев (письмо в Редакцию): Какие отличия от своих предков человек приобрёл за последние 10 тыс. лет? Есть ли что-то, что однозначно можно трактовать как отличие? Изменение среднего роста в популяции конкретного региона например. Ещё я слышал, что человеческий организм в последние века приспособился к жизни в условиях загрязнённой среды. На уроке биологии нам говорили (я ещё помню, вау!), что с тем количеством ртути в скелете, который обнаруживается сейчас у людей, древний человек (возраст не помню) скорее всего не выжил бы. Так ли это?
11.01.2013Алексей Симонович Кондрашов
Антон (письмо в Редакцию): Могли бы вы привести какие-нибудь доказательства эволюции из области генетики. Про ретровирусы уже много писали. А еще?
10.01.2013Тамара Георгиевна Кузнецова
Публикуем ответы Тамары Георгиевны Кузнецовой на вопросы участников встречи с редакцией АНТРОПОГЕНЕЗ.РУ, прошедшей в Санкт-Петербурге 21 декабря 2012 г.

Мининг Эдуард Эдуардович: Имеются ли данные о динамике роста массы коры в ее отношении к массе подкорки, и какова динамика ее топографической представленности в мозге? Есть ли данные о динамике роли ретикулярной формации, принимая во внимание, что на более ранних этапах эволюции подкорка вынуждена брать на себя функции будущей коры (обучаемость)?
22.12.2012Станислав Владимирович Дробышевский, Елизавета Валентиновна Веселовская
user (форум Paleo.ru): В одной популярной книжке приводилось мнение, что женская грудь формировалась половым отбором как подобие женских ягодиц. Насколько это верно?
13.12.2012Алексей Симонович Кондрашов
Варвара Степанова (письмо в Редакцию): Один сторонник теории креационизма написал мне нижеследующий комментарий. Что бы Вы ответили на этот текст? Спасибо.

Юрий Петрович Алтухов - академик РАН. Создатель отечественной школы генетики популяций - на ней основаны все построения эволюционных теорий. На рубеже 20-21 веков - специалист по эволюции номер 1 (имеет даже премию Шмальгаузена). С 70-х годов открыто говорит, что дарвинизм (и неодарвинизм - синтетическая теория эволюции СТЭ несостоятельны, не научны), что дарвинизм работает только в размерах адаптации, а дальше эволюция невозможна.
13.12.2012Михаил Сергеевич Гельфанд, Светлана Александровна Боринская
Вопрос (Александр Журавлёв, "Группа тех, у кого креационизм вызывает большие сомнения"): Вот пример - статья (старая, правда) Леонида Ивановича Корочкина  (1935-2006), биолога и, между прочим, члена комиссии РАН по борьбе с  лженаукой, о нерешённых вопросах эволюции ("К спорам о дарвинизме", опубликованная в журнале «Химия и жизнь», №5, 1982 г.).  Конкретно из этой статьи мне выдали вот такую цитату: "...оказывается, что у домашней мухи – эволюционного родственника дрозофилы – геном устроен не так, как у дрозофилы, а так, как у лягушки и морского ежа. Откуда взялись – если исходить из представления об «общем предке» – столь глубокие и принципиальные различия на молекулярном уровне у близкородственных животных?"  Вообще, для дилетанта эта статья выглядит как антиэволюционная. В чём же истинный её смысл?
05.12.2012Станислав Владимирович Дробышевский, Марина Львовна Бутовская, Александр Владимирович Марков
shuric (форум Paleo.ru): в цитате здесь говорится, что  что когда нашли захоронение сунгирца, Герасимов посмотрел на череп и сказал: "Европеоид".  Собственно, вопрос: Насколько был прав/неправ  Герасимов? В литературе встречаются разные мнения - согласно одним европейские кроманьонцы европеиды, согласно другим - современных рас в палеолите не существовало.
21.11.2012Станислав Владимирович Дробышевский, Светлана Анатольевна Бурлак
Ярослав Смирнов (форум Paleo.ru): Натолкнулся на ссылку, в которой говорится, что в брюшной полости мумии Рамзеса II обнаружен табак. Каковы современные представления о возможности трансатлантических торговых и культурных контактов в эпоху до Лейфа Счастливого?

Не машины, не зеркала и фортепиано произвели впечат­ление на папуасов, — больше всего их заинтересова­ли два бычка, взятые в качестве живой провизии для команды. Они все время просили показать «большую русскую свинью с зубами на голове», которая назы­вается «бик».

Колесников М.С. Миклухо-Маклай. М., «Молодая гвардия», 1961 г., с. 155.