Эксперты отвечают

Интервью с Экспертами

07.06.2012Ярослав Всеволодович Кузьмин
От Редактора: известный специалист по радиоуглеродному датированию Ярослав Всеволодович Кузьмин отвечает на вопрос, заданный ведущим научным сотрудником Института археологии РАН Марией Всеволодовной Добровольской.
29.05.2012Светлана Анатольевна Бурлак
Митридат (форум Paleo.ru): Если я правильно себе представляю ситуацию, в 1980-е гг., главным образом в трудах С.А.Старостина, сформировались близкие к современным представления о ностратической и сино-кавказской макросемьях. Мой первый вопрос: что изменилось в представлениях об этих двух макросемьях за последние 20-30 лет? Какие первоначальные гипотезы пришлось отвергнуть, или они представляются не такими очевидными, как тогда? Какие гипотезы, напротив, появились в «послестаростинский» период? (имею в виду – после ухода Сергея Анатольевича, так как Георгий Сергеевич и сейчас активно занимается исследованиями в том же направлении).
29.05.2012Станислав Владимирович Дробышевский
Игорь (письмо в Редакцию):прочитал интервью с д.б.н. Сергеем Вячеславовичем Савельевым, в котором он говорит, в частности: "Мозг рос, пока было куда мигрироват­ь и пока людям приходилос­ь решать только биологичес­кие задачи. Когда человечест­во столкнулос­ь с социальн­ыми проблемами­, мозг стал терять в весе. Этот процесс начался примерно 100 тыс. лет назад. Приблизите­льно 30 тыс. лет назад это привело к уничтожени­ю неандертал­ьцев. Они были умнее, сильнее, чем наши предки кроманьонц­ы; они творчески решали все проблемы, придумывал­и орудия, средства добывания огня и т.д. Но из-за того что они жили небольшими­ популяциям­и, у них социальный отбор был меньше выражен. А кроманьонц­ы пользовали­сь преимущест­вами больших популяций. В результа­те длительног­о негативног­о социальног­о отбора их группы были хорошо интегриров­аны. Благодаря популяцион­ному единству кроманьонц­ы уничтожили неандертал­ьцев. Против массы ­посредств­енностей даже самые сильные гении ничего не могут сделать. В конце концов мы остались на этой планете одни." (Источник).

Правда ли, что неандертальцы были умнее нас, а кроманьонцы задавили их числом?
26.05.2012Станислав Владимирович Дробышевский
Ирэн Ницше (письмо в Редакцию): Каковы современные данные о том, от кого произошли ПРИМАТЫ?
26.05.2012Станислав Владимирович Дробышевский
Валерий Еремеев (письмо в Редакцию): Здравствуйте, Станислав Владимирович. Отвечая на вопрос участника форума Paleo.ru вот тут, Вы сказали: "...объём мозга слишком вариабелен индивидуально, а его функциональные показатели очень слабо связаны с объёмом (строго говоря, практически совсем не связаны).

В связи с этим разрешите задать Вам три вопроса:

1. Получается, что функциональные показатели (это тот самый IQ имеется ввиду, видимо?) слабо или «строго говоря, практически совсем» не коррелируют с объёмом мозга?
18.05.2012Станислав Владимирович Дробышевский, Светлана Александровна Боринская
Влад  (письмо в Редакцию): Хочется сравнить физическую силу разных гоминид с современным человеком. Конечно, для сравнения стоит взять не офисного сидельца, а спортивного человека (но и не чемпиона мира). Насколько я понимаю, мы существенно уступаем в силе шимпанзе. А вот на каком этапе мы эту силу потеряли - я не знаю. Это уже позднее влияние цивилизации или оно произошло еще у предков?
08.05.2012Александр Григорьевич Козинцев, Станислав Владимирович Дробышевский, Игорь Леонардович Викентьев
Несколько ответов наших Экспертов на свежие вопросы Читателей.

shuric (форум Paleo.ru): "Хотелось бы уточнить вот какой момент - на встрече в СПб 24 апреля (спасибо организаторам!) А.Г.Козинцев уверено утверждал, что если предки современных сапиенсов скрешивались с неандертальцами, то только один раз на Ближнем Востоке.  Доказательством этому служит равномерное распределение неандертальских генов за пределами Африки. Причем Козинцев подчеркнул, что если бы скрещивание с неандертальцами имело место в Европе, в Европе должно было быть больше неандертальских генов, чего нет.
07.05.2012Игорь Леонардович Викентьев
Мы обратились за комментариями о правовых аспектах взаимодействия "Ученый - Телевизионный канал" к бизнес-консультанту Игорю Леонардовичу Викентьеву. Игорь Леонардович, с одной стороны, занимается вопросами интеллектуальных технологий с 1979 года, а с другой стороны, неоднократно консультировал ряд телепередач и ставил работу «в кадре» известных телеведущих и политиков…
05.05.2012Мария Борисовна Медникова
В пятницу, 4 мая, по каналу "Культура" был показан фильм уже упоминавшегося нами режиссера Армена Петросяна "Города великанов", повествующий о существовавших в прошлом людях огромного роста, информацию о находках которых якобы "скрывает официальная наука"... В фильме, в числе прочего, демонстрируются фрагменты интервью с  ведущим научным сотрудником Института археологии РАН Марией Борисовной Медниковой.

Мы обратились к Марии Борисовне с вопросом: как снималось это интервью?
13.04.2012Светлана Анатольевна Бурлак, Светлана Александровна Боринская
Читатель Ильгиз Галеев прислал несколько хороших лингвистических вопросов. Отвечает наш Эксперт-лингвист, Светлана Анатольевна Бурлак.

Также публикуем ответ Светланы Александровны Боринской на "генетический" вопрос другого нашего постоянного Читателя, langust'а.

Как заметил Ж.Ж. Руссо, «обезьяна подражает человеку, которого она бо­ится, и не подражает презираемым ею животным; она находит правильным то, что делает высшее по сравнению с ней существо».

Руссо, Ж.Ж. Педагогические сочинения: В 2-х томах М., 1981. Том 1. С. 230. Цитата предоставлена Викентьевым И.Л.