Эксперты отвечают

Интервью с Экспертами

07.06.2012Ярослав Всеволодович Кузьмин
От Редактора: известный специалист по радиоуглеродному датированию Ярослав Всеволодович Кузьмин отвечает на вопрос, заданный ведущим научным сотрудником Института археологии РАН Марией Всеволодовной Добровольской.
29.05.2012Светлана Анатольевна Бурлак
Митридат (форум Paleo.ru): Если я правильно себе представляю ситуацию, в 1980-е гг., главным образом в трудах С.А.Старостина, сформировались близкие к современным представления о ностратической и сино-кавказской макросемьях. Мой первый вопрос: что изменилось в представлениях об этих двух макросемьях за последние 20-30 лет? Какие первоначальные гипотезы пришлось отвергнуть, или они представляются не такими очевидными, как тогда? Какие гипотезы, напротив, появились в «послестаростинский» период? (имею в виду – после ухода Сергея Анатольевича, так как Георгий Сергеевич и сейчас активно занимается исследованиями в том же направлении).
29.05.2012Станислав Владимирович Дробышевский
Игорь (письмо в Редакцию):прочитал интервью с д.б.н. Сергеем Вячеславовичем Савельевым, в котором он говорит, в частности: "Мозг рос, пока было куда мигрироват­ь и пока людям приходилос­ь решать только биологичес­кие задачи. Когда человечест­во столкнулос­ь с социальн­ыми проблемами­, мозг стал терять в весе. Этот процесс начался примерно 100 тыс. лет назад. Приблизите­льно 30 тыс. лет назад это привело к уничтожени­ю неандертал­ьцев. Они были умнее, сильнее, чем наши предки кроманьонц­ы; они творчески решали все проблемы, придумывал­и орудия, средства добывания огня и т.д. Но из-за того что они жили небольшими­ популяциям­и, у них социальный отбор был меньше выражен. А кроманьонц­ы пользовали­сь преимущест­вами больших популяций. В результа­те длительног­о негативног­о социальног­о отбора их группы были хорошо интегриров­аны. Благодаря популяцион­ному единству кроманьонц­ы уничтожили неандертал­ьцев. Против массы ­посредств­енностей даже самые сильные гении ничего не могут сделать. В конце концов мы остались на этой планете одни." (Источник).

Правда ли, что неандертальцы были умнее нас, а кроманьонцы задавили их числом?
26.05.2012Станислав Владимирович Дробышевский
Ирэн Ницше (письмо в Редакцию): Каковы современные данные о том, от кого произошли ПРИМАТЫ?
26.05.2012Станислав Владимирович Дробышевский
Валерий Еремеев (письмо в Редакцию): Здравствуйте, Станислав Владимирович. Отвечая на вопрос участника форума Paleo.ru вот тут, Вы сказали: "...объём мозга слишком вариабелен индивидуально, а его функциональные показатели очень слабо связаны с объёмом (строго говоря, практически совсем не связаны).

В связи с этим разрешите задать Вам три вопроса:

1. Получается, что функциональные показатели (это тот самый IQ имеется ввиду, видимо?) слабо или «строго говоря, практически совсем» не коррелируют с объёмом мозга?
18.05.2012Станислав Владимирович Дробышевский, Светлана Александровна Боринская
Влад  (письмо в Редакцию): Хочется сравнить физическую силу разных гоминид с современным человеком. Конечно, для сравнения стоит взять не офисного сидельца, а спортивного человека (но и не чемпиона мира). Насколько я понимаю, мы существенно уступаем в силе шимпанзе. А вот на каком этапе мы эту силу потеряли - я не знаю. Это уже позднее влияние цивилизации или оно произошло еще у предков?
08.05.2012Александр Григорьевич Козинцев, Станислав Владимирович Дробышевский, Игорь Леонардович Викентьев
Несколько ответов наших Экспертов на свежие вопросы Читателей.

shuric (форум Paleo.ru): "Хотелось бы уточнить вот какой момент - на встрече в СПб 24 апреля (спасибо организаторам!) А.Г.Козинцев уверено утверждал, что если предки современных сапиенсов скрешивались с неандертальцами, то только один раз на Ближнем Востоке.  Доказательством этому служит равномерное распределение неандертальских генов за пределами Африки. Причем Козинцев подчеркнул, что если бы скрещивание с неандертальцами имело место в Европе, в Европе должно было быть больше неандертальских генов, чего нет.
07.05.2012Игорь Леонардович Викентьев
Мы обратились за комментариями о правовых аспектах взаимодействия "Ученый - Телевизионный канал" к бизнес-консультанту Игорю Леонардовичу Викентьеву. Игорь Леонардович, с одной стороны, занимается вопросами интеллектуальных технологий с 1979 года, а с другой стороны, неоднократно консультировал ряд телепередач и ставил работу «в кадре» известных телеведущих и политиков…
05.05.2012Мария Борисовна Медникова
В пятницу, 4 мая, по каналу "Культура" был показан фильм уже упоминавшегося нами режиссера Армена Петросяна "Города великанов", повествующий о существовавших в прошлом людях огромного роста, информацию о находках которых якобы "скрывает официальная наука"... В фильме, в числе прочего, демонстрируются фрагменты интервью с  ведущим научным сотрудником Института археологии РАН Марией Борисовной Медниковой.

Мы обратились к Марии Борисовне с вопросом: как снималось это интервью?
13.04.2012Светлана Анатольевна Бурлак, Светлана Александровна Боринская
Читатель Ильгиз Галеев прислал несколько хороших лингвистических вопросов. Отвечает наш Эксперт-лингвист, Светлана Анатольевна Бурлак.

Также публикуем ответ Светланы Александровны Боринской на "генетический" вопрос другого нашего постоянного Читателя, langust'а.

"Нам кажется, что природа любит человека больше, чем капусту, потому что это льстит нашему воображению".

Сирано де Бержерак