Эксперты отвечают

Интервью с Экспертами

09.08.2010Станислав Владимирович Дробышевский
- Какие существуют мифы, ошибки, распространенные заблуждения насчет палеоантропологии?
Это вопрос не к антропологам, а к народу:))) Если судить по студентам, два самых стандартных и самых тупых вопроса следующие: "вы сами-то в это верите?" и "почему современные обезьяны не эволюционируют в людей?" (ещё более тупой вариант: "почему черепахи не эволюционируют в обезьян"). Большинство людей и в малой мере не представляют богатства и разнообразия существующих материалов и методов антропологии, не имеют ни малейшего понятия о временных масштабах  и последовательности основных событий эволюции. Большинство людей не представляет, чем человек на самом деле отличается от обезьяны, а чем похож; по мнению большинства, человек – это что-то совсем особенное, в число сугубо человеческих качеств заносятся те, что есть и у обезьян. Стандартнейшее заблуждение – незнание отличий антропологии и археологии.
09.08.2010Станислав Владимирович Дробышевский
Многим россиянам, интересующимся эволюцией человека, имя Станислава Дробышевского знакомо по серии книг «Предшественники. Предки?», разошедшихся по просторам  Рунета (увы, часто в виде нелегальных копий). Сегодня сам автор, Станислав Владимирович Дробышевский  – кандидат биологических наук, сотрудник кафедры антропологии биологического факультета МГУ им. Ломоносова - отвечает на вопросы Александра Соколова  о современной ситуации в палеоантропологии – в России и в мире.
08.08.2010Леонид Борисович Вишняцкий
- Являются ли творческие способности врожденными для человека? Или всё-таки они имеют социальное происхождение?
С одной стороны, я не сомневаюсь в том, что человеческие способности в значительной мере детерминированы генетически. Т.е. если нет определенного биологического фундамента, то, сколько ни развивайся – выше определенного уровня тебе не подняться. С другой стороны, если нет культурной среды, если нет условий и стимула для развития – то и развития не будет.
Если мы обратимся к эволюции человека, то неправильно думать, что как только какие-то способности у человека появлялись – как только происходили какие-то изменения в анатомии, физиологии, изменения структуры или размера мозга – то сразу же те возможности, которые появлялись, реализовывались  на практике. Люди всегда были способны на большее, нежели они делали в действительности.
09.07.2010Александр Александрович Зубов
- Что, по Вашему опыту,  является самым трудным для учёного, исследующего далекое прошлое?
Далекое прошлое открывается ученым в виде вполне материальных объектов – черепов, костей, каменных орудий. Добыть их – вот проблема №1, наиболее важная и сложная в сфере таких наук, как палеоантропология и археология, занимающиеся вопросами антропогенеза. Все остальное – продолжение..
08.08.2010Светлана Александровна Боринская
- Какие открытия, достижения в области эволюционной генетики человека Вы считаете наиболее важными за последние 10 лет? 20 лет? 50 лет?
В эволюционной генетике как человека, так и других видов, наиболее важные результаты дал анализ ДНК - он внес значительные изменения в представления об эволюционном древе. Для человека этот анализ доказал, что все  современные люди происходят от единой предковой группы, жившей в Африке.

Поскольку эти крайне забавные и любознательные представители живущего рода Simiae, на которых невозможно смотреть без восторга и изумления, столь похожи на человека, естествоиспытатели должны всячески стараться понять их. Приходится только удивляться, почему столь жаждущий новых познаний человек поступал до сих пор так неблагоразумно, что не попытался рассеять мрак, окружающий Troglodytes, своих ближайших родственников ... Что, спрашивается, может доставить человеку (не исключая даже и самих монархов) большее удовольствие, нежели созерцание рядом с собой этих столь домашних животных, которыми никогда не надоест любоваться? Разве трудно Королю достать этих животных, за что, безусловно, вся нация склонится перед ним в благодарном поклоне?