Эксперты отвечают

Интервью с Экспертами

09.08.2010Станислав Владимирович Дробышевский
Публикуем "вторую серию" интервью с известным российским специалистом по антропогенезу. Работа над этим материалом весной 2010 года плавно переросла в разработку портала Antropogenez.ru...
09.08.2010Станислав Владимирович Дробышевский
- Вопрос, который мне неоднократно задавали: в какой момент в эволюции человека появилась "символическая деятельность"? Т.е. когда появляются явные свидетельства ритуалов, какого-то искусства? Я так понимаю, это уже на стадии палеоантропов происходит?
08.11.2010Любовь Витальевна Голованова, Владимир Борисович Дороничев
Некоторое время назад мы опубликовали на портале новость о статье наших соотечественников, вышедшей в  американском журнале  Current Anthropology и вызвавшей широкий резонанс в западных СМИ (см. «Причина вымирания неандертальцев – вулканическая зима?»). При этом мы пообещали Читателям, что встретимся с авторами статьи  и постараемся узнать подробней о проводимых ими на Кавказе раскопках и об их чрезвычайно интересных результатах.
Выполняем обещание. Редактор нашего портала посетил в Петербурге «Лабораторию доистории» и взял интервью у к.и.н. Любови Витальевны Головановой и к.и.н. Владимира Борисовича Дороничева.
09.08.2010Станислав Владимирович Дробышевский
Поделитесь с нами несколькими Вашими секретами.
Как Вы можете определить, что несколько найденных костей относятся к одной и той же особи?
09.08.2010Станислав Владимирович Дробышевский
- Какие существуют мифы, ошибки, распространенные заблуждения насчет палеоантропологии?
Это вопрос не к антропологам, а к народу:))) Если судить по студентам, два самых стандартных и самых тупых вопроса следующие: "вы сами-то в это верите?" и "почему современные обезьяны не эволюционируют в людей?" (ещё более тупой вариант: "почему черепахи не эволюционируют в обезьян"). Большинство людей и в малой мере не представляют богатства и разнообразия существующих материалов и методов антропологии, не имеют ни малейшего понятия о временных масштабах  и последовательности основных событий эволюции. Большинство людей не представляет, чем человек на самом деле отличается от обезьяны, а чем похож; по мнению большинства, человек – это что-то совсем особенное, в число сугубо человеческих качеств заносятся те, что есть и у обезьян. Стандартнейшее заблуждение – незнание отличий антропологии и археологии.
09.08.2010Станислав Владимирович Дробышевский
Многим россиянам, интересующимся эволюцией человека, имя Станислава Дробышевского знакомо по серии книг «Предшественники. Предки?», разошедшихся по просторам  Рунета (увы, часто в виде нелегальных копий). Сегодня сам автор, Станислав Владимирович Дробышевский  – кандидат биологических наук, сотрудник кафедры антропологии биологического факультета МГУ им. Ломоносова - отвечает на вопросы Александра Соколова  о современной ситуации в палеоантропологии – в России и в мире.
08.08.2010Леонид Борисович Вишняцкий
- Являются ли творческие способности врожденными для человека? Или всё-таки они имеют социальное происхождение?
С одной стороны, я не сомневаюсь в том, что человеческие способности в значительной мере детерминированы генетически. Т.е. если нет определенного биологического фундамента, то, сколько ни развивайся – выше определенного уровня тебе не подняться. С другой стороны, если нет культурной среды, если нет условий и стимула для развития – то и развития не будет.
Если мы обратимся к эволюции человека, то неправильно думать, что как только какие-то способности у человека появлялись – как только происходили какие-то изменения в анатомии, физиологии, изменения структуры или размера мозга – то сразу же те возможности, которые появлялись, реализовывались  на практике. Люди всегда были способны на большее, нежели они делали в действительности.
09.07.2010Александр Александрович Зубов
- Что, по Вашему опыту,  является самым трудным для учёного, исследующего далекое прошлое?
Далекое прошлое открывается ученым в виде вполне материальных объектов – черепов, костей, каменных орудий. Добыть их – вот проблема №1, наиболее важная и сложная в сфере таких наук, как палеоантропология и археология, занимающиеся вопросами антропогенеза. Все остальное – продолжение..
08.08.2010Светлана Александровна Боринская
- Какие открытия, достижения в области эволюционной генетики человека Вы считаете наиболее важными за последние 10 лет? 20 лет? 50 лет?
В эволюционной генетике как человека, так и других видов, наиболее важные результаты дал анализ ДНК - он внес значительные изменения в представления об эволюционном древе. Для человека этот анализ доказал, что все  современные люди происходят от единой предковой группы, жившей в Африке.

«Развращение нравов дошло до того, что глуповцы посягнули проникнуть в тайну построения миров и открыто рукоплескали учителю каллигра­фии, который, выйдя из пределов своей специальности, про­поведовал с кафедры, что мир не мог быть сотворён в шесть дней. Убогие очень основательно рассчитали, что если это мнение утвердится, то вместе с тем разом рухнет всё глуповское миросозерцание вообще. Все части этого миросозерцания так крепко цеплялись друг за друга, что невозможно было потревожить одну, чтобы не разрушить всего остального. Не вопрос о порядке сотворения мира тут важен, а то, что вместе с этим вопросом могло вторгнуться в жизнь какое-то совсем новое начало, которое, наверное, должно было испортить всю кашу. Путешественники того времени единогласно свидетельствуют, что глуповская жизнь поражала их своею цельностью, и спра­ведливо приписывают это счастливому отсутствию духа ис­следования».

Салтыков-Щедрин М.Е., История одного города. Цитата предоставлена Викентьевым И.Л.