English Deutsch
Новости
Мир антропологии

Ученый и СМИ: вопросы

«Собравшись вместе, сотня журналистов, сколько бы они ни сидели,
никогда не сделают самолёт, который будет летать.
Сто авиаконструкторов, которые соберутся вместе, через год, а то
и раньше, выпустят газету, и, не исключаю, очень хорошую».

Гл. редактор Независимой газеты: Третьяков В.Т.,
Как стать знаменитым журналистом: Курс лекций по теории и практике
современной русской журналистики, М., «Ладомир», 2004 г., с.72.

Перед Вами предварительный список вопросов на тему "Взаимодействие учёного и СМИ". Вопросы сгруппированы хронологически: ДО - ВО ВРЕМЯ - ПОСЛЕ интервью / съемки / эфира. Список можно и нужно дополнять - см. форму для Ваших ответов в нижней части страницы

Прошу добавлять:

  •  Ваши замечания, пожелания
  •  Вопросы, проблемы
  •  примеры ситуаций (в частности, интересны примеры ситуаций, когда действиями СМИ представителям науки был нанесен МАТЕРИАЛЬНЫЙ урон)
  •  возможные ошибки, опасности
  •  возможные решения
  • кого бы Вы могли порекомендовать в качестве эксперта по этим вопросам?

Буду признателен за ответы на любое количество вопросов (даже один!) из этого перечня.

Кроме того,  буду благодарен за публикацию пресс-релиза об этом исследовании

       С уважением,
          А. Соколов


ДО интервью / съёмки: 

0. Зачем ученому:

    •  общаться со СМИ?
    •  с тележурналистами?
    • участвовать в передачах?
    • сниматься в научно-популярных фильмах? 

Какой в этом смысл? (Некоторые коллеги, на основании  своего печального опыта, заявляют, что ВООБЩЕ не будут общаться ни с какими журналистами.) 

1. Некоторые учёные снисходительно относятся к безалаберности, безответственности, безграмотности журналистов – мол, «работа у них такая»…  Оправдана ли такая позиция? 

2.  Какие материальные / нематериальные выгоды ученый может получить от контакта со СМИ:

  • деньги
  • ссылки на свой сайт/блог
  • продвижение свой книги, своего курса…
  • роль «эксперта на телевидении…»
  • контакт с известным журналистом
  • увеличение вероятности получения гранта
  • обращение к широкой аудитории
  • просвещение молодёжи
  • поиск учеников, последователей, единомышленников, партнеров
  • материал для исследований…
  • … 

2.1. Каковы риски:

  • со стороны СМИ
  • со стороны учёного

Первый контакт с журналистом (журналист пишет / звонит учёному): 

  1. Каковы тревожные признаки, по которым можно сразу распознать недобросовестного журналиста?
    • Журналист не идет на диалог, «сам всё знает»
    • Использует словосочетания: «официальная наука», «альтернативная наука», ... (продолжите пожалуйста список)
    • Отказывается прислать список вопросов
    • Ссылается на известных маргиналов (нужен список)
    • Чёрный список телестудий, телеканалов, журналистов …
  1. Что спрашивать у журналиста? Кому звонить, где наводить справки? С кем разговаривать – с редактором, с руководством студии, телеканала?
  2. Каковы права ученого в соответствии с действующим законодательством? Что он может требовать от журналиста ДО ИНТЕРВЬЮ?
    • Показать сценарий
    • Показать портфолио журналиста, телекомпании
    • Ссылку на вебсайт телекомпании
    • Список тем, вопросов
    • Хронометраж передачи
    • Сообщить, кто еще будет участвовать в фильме, передаче
    • Подписать договор…

От Редактора: Крайне рекомендуется к прочтению заключение специалиста по авторскому праву С.А. Корнилова: Ваш комментарий - это Ваше произведение. О правомерности использования в фильме «По следам тайны – города великанов» фрагментов интервью Медниковой М.Б.

  1. Многие боятся, что если они будут требовать подписывать какие-то бумажки – журналисты  вообще не станут иметь с ними дело… Как быть?
  2. Как подготовиться к интервью? Если приглашают в теле-студию, что брать с собой?
    • Диктофон
    • Шпаргалку
    • Картинки / фотографии для наглядности (распечатать)
    • Свою книгу, журнал (показать в камеру, подарить журналисту…)
    • Группу поддержки
    • Своего юриста… 
    • ...

Во время интервью / съемки / эфира: 

  1. Проблема для журналиста: "слишком умный" собеседник говорит запутанно; длинно; непонятно; скучно.  Как быть?
  2. Ученый боится, что если он будет упрощать – то неизбежны неточности, за которые его будут критиковать коллеги ("неграмотно говорить «гены», надо говорить «нуклеотидные полиморфизмы»…")
  3. Что ученый может требовать  ВО ВРЕМЯ интервью, съемки, эфира?
  4. Как себя вести на интервью, что говорить и что ни в коем случае не говорить?
  5. Некоторые представители мира науки, общаясь с журналистом, начинают работать на публику, намеренно эпатировать, провоцировать прессу (пример: Сергей Вячеславович Савельев). Каковы плюсы и минусы такой стратегии?
  6. Каковы сильные ходы во время съемки, интервью, эфира?
  7. Какие проблемы во время интервью возникают?
    • Журналист, ведущий резко меняет направление беседы, тему
    • Журналист перебивает, давит, задает один и тот же вопрос много раз, пытаясь получить нужный ему по сценарию ответ
    • В студии – псих (возможно, спровоцированный ведущим) ведет себя агрессивно, перебивает, оскорбляет
  8. Если случилась «авария»: журналист давит; псих наседает; в студии «совсем не те люди», тема / вопросы изменены  - как быть? 

После интервью / съемки / эфира: 

  1. Что требовать после интервью? Какие согласования могут быть?
  2. Что предпринять учёному, если:
  • ему обещали прислать материал (текст) для согласования, но не прислали…
  • его комментарий искромсан и таким образом искажён
  • вставлен в искажающий контекст
  • вставлен в дурацкий фильм, где вместе с ученым фигурирует толпа сумасшедших
  • наоборот, ученый потратил время – а в эфир ничего не попало…           

18. Кто что делает и кто за что отвечает: 

Со стороны СМИ:

  • журналист
  • оператор
  • редактор
  • глава телестудии
  • руководство телеканала…

Со стороны ученого:

  • сам ученый
  • его начальство
  • научная организация, в которой он работает
  • научное сообщество
  • РАН в целом…

Вы можете принять участие в опросе:

  • скачав список вопросов в формате документа MS Word (здесь), заполнив его и прислав на мой емейл info(at)antropogenez.ru;
  • прислав на мой емейл info(at)antropogenez.ru Ваши ответы, примеры, дополнения в произвольной форме;
  • воспользовавшись формой ниже.

Мы обязательно вышлем Вам ссылку на результаты исследования (для этого укажите Ваш емейл), а также с благодарностью сошлемся на всех, принявших участие в опросе.

Вы:

Вы также можете подписаться на нашу рассылку новостей: «Творческие личности и команды. Методики креатива»  (более 7000 Подписчиков-интеллектуалов).

Кроме того,  буду благодарен за публикацию пресс-релиза об этом исследовании

 

C уважением, 
Редактор портала
Я готов ответить на Ваши письма

Интересно

Много научных споров вызвали темные прослои в слоях 3,4,6 и 10 (местонахождения Чжоукоудянь в Китае), самый мощный из которых – в слое 4 – достигает мощности 4-6 м, а самый тонкий – немного больше 1 м. Первоначально эти прослои были интерпретированы как остатки костров, кучи золы и в таком качестве вошли в огромное количество научных и популярных публикаций.  Однако пересмотр доказательств наличия следов огня в Чжоукоудяне показал, что мощные слои «пепла» представляют собой субаэральные водные отложения ила, стекшегося в ямы с окружающего пространства...

Catalog gominid Antropogenez.RU