Новости антропологии

Новости на тему "происхождение человека"

15.03.2017

Ароэйра 3 – лобастый португалец

Уж сколько раз я плакался, как редко достаются антропологам красивые черепа. И вот горесть моя утешена! В пещере португальских археологов и антропологов праздник: найден череп Ароэйра 3.

14.03.2017

Генофонд Передней Азии: разница между равнинными и горными народами максимальна

Изучая генофонд Передней Азии, российские ученые показали, что наиболее генетически контрастны народы, живущие в горах и на равнине. Выяснилось, что армянские диаспоры в большинстве своем сохраняют генофонд исходной армянской популяции. А степные кочевники бронзового века Восточной Европы не были предками западноевропейцев по мужской линии, зато были предками некоторых современных крымских татар.

12.03.2017

Палеогенетики исследовали кочевников скифской эпохи

Впервые ученые сделали попытку провести широкомасштабное исследование генофонда представителей скифского мира с разных участков Евразийского степного пояса. В начале марта в журнале «Nature Communication» вышла статья «Происхождение, демография и генетическое наследие кочевников евразийских степей периода раннего железного века» (Ancestry and demography and descedants of Iron Age of the Eurasian Steppe), где среди основных авторов исследования можно видеть фамилии сибирских ученых – палеогенетиков и археологов.

12.03.2017

Австралийский велосипед. Новое исследование генетиков повторяет хорошо забытые старые результаты

Парадокс: чем больших успехов достигают генетики, тем меньше откровений приносят их изыскания. Когда только-только научились определять последовательность ДНК, казалось – вот теперь-то мы и постигнем все тайны нашей биологической истории! Когда научились выделять ДНК из древних зубов и костей, эти надежды распухли до небывалых размеров. В это верили, конечно, не только генетики. Антропологи тоже поглядывали в сторону секвенаторов с любопытством. Однако запал и энтузиазм не могут длиться вечно. Чем больше генетики выдают «сенсационные» результаты, тем больше хочется перечитать учебники 1940-1960-х годов.

11.03.2017

Неандертальцы-каннибалы съели неандертальцев-веганов?

Фантастические технологии пришли на помощь «неандерталоведам». Палеогенетики расшифровывают неандертальскую ДНК. А «палеодиетологи» разглядывают под микроскопом неандертальский зубной камень и видят в нёем микроскопические частицы пищи. Наконец, первые и вторые нашли друг друга. В Nature опубликованы результаты палеогенетического исследования зубного камня неандертальцев.

03.03.2017

Российские антропологи изучают происхождение скифов

Антропологи МГУ имени М.В. Ломоносова предположили, что легендарные скифы возникли в результате смешения местных племен, а также популяций, мигрировавших в регион Северного Причерноморья из Центральной Азии. Свои результаты ученые опубликовали в журнале American Journal of Physical Anthropology.

03.03.2017

Линчинцы – поздние эректусы с огромными мозгами?

Любой антрополог, перебирая косточки предков, иной раз взгрустнёт. И есть отчего. Красивые черепные коробки попадают в руки учёных не так уж часто. Конечно, за все годы находок сделаны сотни, а с учётом зубов и запчастей – и вовсе тысячи, но ведь это за двести лет раскопок и поисков, не каждый год приносит сенсации. А живём мы в двадцать первом веке, когда всё меняется стремительно. Модели телефонов устаревают, едва попав на прилавок, вчерашние кумиры эстрады сегодня выглядят динозаврами, а про звёздный оскароносный фильм фанаты забывают максимум через год. И антропологи бывают подвержены всеобщей суетности.

02.03.2017

Жадеитовый кулон с надписями найден в гробнице майя

Археологи, изучающие культуру майя, сделали неожиданное открытие. В древнем городище Ним-Ли-Пунит, что в Белизе (Центральная Америка), обнаружен крупный кулон из жадеита, который, предположительно, использовался правителями майя в религиозных обрядах. Необычность находки заключается в том, что она была сделана в месте, далёком от центра древней цивилизации. Что еще известно о небольшом, но важном открытии — в материале ANTROPOGENEZ.RU.

02.03.2017

Учёные показали, что гены человека и других приматов мутируют со схожей скоростью

Ученые из Института проблем передачи информации им. А.А. Харкевича Российской академии наук (ИППИ РАН) и Сколковского института науки и технологий (Сколтех) выяснили, что у человека и родственных ему видов приматов соответствующие участки генома мутируют со схожей скоростью вне зависимости от биохимических факторов. Результаты исследования опубликованы в журнале «Molecular Biology and Evolution».

26.02.2017

Загадочные детские следы в древнеегипетском храме

На востоке дельты Нила сейчас ведутся обширные раскопки города Пер-Рамсес, бывшего столицей Древнего Египта во время правления Рамсеса II. Основную сложность составляет тот факт, что все оставшиеся руины сохранились только под землёй. Но находчивых и упорных исследователей это не останавливает. Сейчас группа немецких специалистов изучает раскопанное ею центральное сооружение Пер-Рамсеса. Одной из загадок стали детские следы возрастом 3000 лет, найденные на дне ямы для строительного раствора.

26.02.2017

Керамические фигурки проливают свет на верования древних жителей Мексики

В центре мексиканского города Колима в нетронутой могиле возрастом 1700 лет найдены 12 черепов и необычные керамические фигурки.

17.02.2017

Во Франции найдена гравировка возрастом 38 тыс. лет

Международная группа исследователей обнаружила одно из самых древних изображений на территории Европы. На расколотой известняковой плите, найденной во французской пещере Абри Бланшар, изображён древний бизон, окружённый рядами точек. Подробности открытия опубликованы в журнале Quaternary International.

В 1968 году советский палеоэнтомолог А. П. Расницын описал новых ископаемых насекомых из юрского местонахождения Каратау, которым дал имена сепулька удивительная (sepulca mirabilis) и сепуления свистящая (sepulenia syricta), вошедших в семейство сепульковых (sepulcidae). А Н.С. Шевырёва в 1972 году описала вымерший вид древних грызунов сепулькомис эборетус (sepulkomys eboretus).