Новости антропологии

Новости на тему "происхождение человека"

27.04.2017

Калифорнийцы 130 тысяч лет назад?!

Когда была заселена Америка? До сих пор надёжные цифры колебались около 14 тысяч лет назад, более спорные – порядка 25-30, дальше начиналась область фантастики. Конечно, не раз и не два заявлялось, что найдены доказательства присутствия людей в Америке 50 тысяч лет назад, 300 тысяч и даже пары-тройки миллионов, но на них все смотрели искоса, низко голову наклоня. Всегда проблем с большими датами было слишком много: то датирован непонятный уголь, не имеющий внятной связи с орудиями, то сами орудия какие-то неочевидные, то вообще речь шла о паре царапин на костях каких-нибудь ленивцев.

26.04.2017

Хоббит – хабилис?

Судьба флоресских хоббитов продолжает волновать ищущие истины умы учёных. Потомки ли это яванских питекантропов, застрявших на райском острове? Или это потомство гораздо более примитивных "ранних Homo", неведомой миграцией занесённых через полсвета от родной Африки? А может, вообще больные люди, чьи кости искорёжены страшными синдромами, недостатком йода и лишними хромосомами?

26.04.2017

Человек наледи – человек ли?

Открытие Homo naledi всколыхнуло антропологический мир. Нечасто совершаются открытия такого масштаба. Полторы тысячи костей от пятнадцати индивидов – такие прецеденты можно пересчитать по пальцам. Крапина, Чжоукоудянь, Нгандонг, Сима де лос Уэсос, Младеч, Пшедмости да несколько поздневерхнепалеолитических могильников с Ближнего Востока и Африки – вот и все примеры. Но морфология загадочных людей из Райзинг Стар говорит о несравненно большей древности. Вопрос только – насколько большей?

19.04.2017

«Палеолитическая Венера» найдена в Брянской области

Статуэтка «палеолитической Венеры», вырезанная из бивня мамонта во времена ледникового периода, найдена учёными Института археологии РАН при раскопках стоянки «Хотылево-2» в Брянской области.

01.04.2017

Взлёт дождевой обезьяны

Порой кажется, что палеоантропологами уже всё выкопано, описано и разложено по полочкам, и время громких открытий, неожиданных гипотез и научных переворотов давно прошло. Но нет. Антропологи не устали нас удивлять, и, возможно, в ближайшем будущем учёным вновь предстоит переписать учебники. И речь идёт не о второстепенных деталях, а об одном из главных проклятых вопросов антропогенеза – о причинах прямохождения.

15.03.2017

Ароэйра 3 – лобастый португалец

Уж сколько раз я плакался, как редко достаются антропологам красивые черепа. И вот горесть моя утешена! В пещере португальских археологов и антропологов праздник: найден череп Ароэйра 3.

14.03.2017

Генофонд Передней Азии: разница между равнинными и горными народами максимальна

Изучая генофонд Передней Азии, российские ученые показали, что наиболее генетически контрастны народы, живущие в горах и на равнине. Выяснилось, что армянские диаспоры в большинстве своем сохраняют генофонд исходной армянской популяции. А степные кочевники бронзового века Восточной Европы не были предками западноевропейцев по мужской линии, зато были предками некоторых современных крымских татар.

12.03.2017

Палеогенетики исследовали кочевников скифской эпохи

Впервые ученые сделали попытку провести широкомасштабное исследование генофонда представителей скифского мира с разных участков Евразийского степного пояса. В начале марта в журнале «Nature Communication» вышла статья «Происхождение, демография и генетическое наследие кочевников евразийских степей периода раннего железного века» (Ancestry and demography and descedants of Iron Age of the Eurasian Steppe), где среди основных авторов исследования можно видеть фамилии сибирских ученых – палеогенетиков и археологов.

12.03.2017

Австралийский велосипед. Новое исследование генетиков повторяет хорошо забытые старые результаты

Парадокс: чем больших успехов достигают генетики, тем меньше откровений приносят их изыскания. Когда только-только научились определять последовательность ДНК, казалось – вот теперь-то мы и постигнем все тайны нашей биологической истории! Когда научились выделять ДНК из древних зубов и костей, эти надежды распухли до небывалых размеров. В это верили, конечно, не только генетики. Антропологи тоже поглядывали в сторону секвенаторов с любопытством. Однако запал и энтузиазм не могут длиться вечно. Чем больше генетики выдают «сенсационные» результаты, тем больше хочется перечитать учебники 1940-1960-х годов.

11.03.2017

Неандертальцы-каннибалы съели неандертальцев-веганов?

Фантастические технологии пришли на помощь «неандерталоведам». Палеогенетики расшифровывают неандертальскую ДНК. А «палеодиетологи» разглядывают под микроскопом неандертальский зубной камень и видят в нёем микроскопические частицы пищи. Наконец, первые и вторые нашли друг друга. В Nature опубликованы результаты палеогенетического исследования зубного камня неандертальцев.

03.03.2017

Российские антропологи изучают происхождение скифов

Антропологи МГУ имени М.В. Ломоносова предположили, что легендарные скифы возникли в результате смешения местных племен, а также популяций, мигрировавших в регион Северного Причерноморья из Центральной Азии. Свои результаты ученые опубликовали в журнале American Journal of Physical Anthropology.

03.03.2017

Линчинцы – поздние эректусы с огромными мозгами?

Любой антрополог, перебирая косточки предков, иной раз взгрустнёт. И есть отчего. Красивые черепные коробки попадают в руки учёных не так уж часто. Конечно, за все годы находок сделаны сотни, а с учётом зубов и запчастей – и вовсе тысячи, но ведь это за двести лет раскопок и поисков, не каждый год приносит сенсации. А живём мы в двадцать первом веке, когда всё меняется стремительно. Модели телефонов устаревают, едва попав на прилавок, вчерашние кумиры эстрады сегодня выглядят динозаврами, а про звёздный оскароносный фильм фанаты забывают максимум через год. И антропологи бывают подвержены всеобщей суетности.

Во время раскопок триасовых позвоночных в Оренбуржье профессор Виталий Георгиевич Очев использовал бульдозер для вскрытия костеносного пласта. Недалеко от места раскопок проходила дорога. Мощный свежевырытый котлован, в котором виднелись кости, привлекал внимание прохожих и крайне любопытных местных пастухов. Палеонтологи стали думать, как обезопасить окаменелости от незваных гостей... и установили у котлована дощечку с надписью "Осторожно. Электрокардиограмма". Способ себя оправдал - на раскопку никто не заходил.

Очев В.Г. Еще не пришли динозавры. Саратов, 2000.  Цитируется по: "ПалеоМир" 1 (4) 2008 г., с. 86.