Новости антропологии

Новости на тему "происхождение человека"

27.08.2018

Мама — неандерталка, папа — денисовец. Да и тот полукровка

То, о чём так долго твердили палеогенетики, свершилось. Найден гибрид неандертальца и денисовца.

14.08.2018

Научная дача с Зоей Зориной: "Предпосылки человеческого мышления и языка"

17-19 августа приглашаем провести выходные с известным этологом Зоей Александровной Зориной на Научной Даче "Архэ".

29.07.2018

Африканская прародина? Африканский мультирегионализм

В новостях опять мелькает навевающая тоску фраза: «теория происхождения человека опровергнута». В реальности, в журнале Trends in Ecology & Evolution вышла статья группы учёных, которые попытались изложить в сжатом виде несколько концептуальных идей, уже давно носящихся в воздухе. Говоря о происхождении Homo sapiens, специалисты часто противопоставляют мейнстрим — африканскую прародину, и несколько маргинальный нынче мультирегионализм, то есть идею зарождения нашего вида в нескольких популяциях на разных континентах. Теперь — впрочем, уже не в первый раз — обсуждается африканский мультирегионализм.

08.07.2018

Появление человека современного анатомического типа в Средней Азии: новые данные по хронологии грота Оби-Рахмат (Узбекистан) и их критическая оценка

Процесс расселения человека современного анатомического облика (“кроманьонца”, Homo sapiens sapiens) по территории Евразии сегодня привлекает пристальное внимание археологов, антропологов и широкой научной общественности. В последнее время появились новые данные по Индонезии (Westaway et al., 2017) и Австралии (Clarkson et al., 2017), существенно удревнившие хронологию сапиенсов в этих частях мира. Поэтому каждая новая находка подобного типа – например, в пещере Мислия (Misliya) в Леванте возрастом 174 +/- 20 тыс. лет (Hershkovitz et al., 2018) – вызывает неподдельный интерес. Недавно опубликована статья с новыми определе

08.06.2018

Новые даты Верхней пещеры Чжоукоудяня: когда здесь обитал китайский Homo sapiens?

В электронном варианте одного из ведущих изданий по физической антропологии и смежным наукам "Journal of Human Evolution" 31 мая 2018 г. появилась статья (Li et al., in press) с результатами нового раунда радиоуглеродного (14С) датирования костей животных из Верхней пещеры (Upper Cave) знаменитого комплекса Чжоукоудянь, расположенного недалеко от г. Пекина (Китай). Здесь в 1933–1934 гг. были найдены скелетные остатки ископаемого человека, отнесенного к современному анатомическому типу – Homo sapiens sapiens (см. Wu, Poirier, 1995. P. 158–170). Какова предыстория этого исследования, и что нового удалось выяснить на этот раз

06.06.2018

Фонд «Эволюция» запустил сбор средств на продолжение работы

6 июня просветительский фонд «Эволюция» запустил на своем сайте evolutionfund.ru ежегодную краудфандинговую кампанию. Собранные средства пойдут на развитие программ фонда — выпуск научно-популярных книг, тревел-гранты для школьников, литературу для учителей, обучение лекторов, поддержку просветительского сообщества и другие. Единственный источник финансирования фонда — пожертвования людей, которым небезразличны российская наука, образование и просвещение.

23.05.2018

Человек из Туяны – кто он?

Недавно в СМИ прошла информация о том, что недалеко от Иркутска обнаружены останки человека возрастом как минимум 50 тысяч лет. Речь идет о местонахождении Туяна в Тункинской котловине, недалеко от Иркутска. Сенсация? Несомненно! А что известно об этой находке по строго научным данным?

17.05.2018

Человеческий мозг наледи

Статус новооткрытого южноафриканского Homo naledi остаётся загадочным. Уникальная мозаика особенностей сбивает исследователей с толку. Маленькие мозги вместе с маленькими зубами, современные пропорции пальцев кисти при огромной кривизне этих же пальцев, обезьянья грудная клетка и современные ноги – такого странного сочетания пока ещё не находили. Пока нет новых находок, явно нужны новые подходы к имеющимся признакам. В новой статье учёные обратили свой взор на пару черт мозга наледи.

14.05.2018

Зубам синантропов впервые сделали КТ

Синантропы среди всех ископаемых людей окутаны особым ореолом таинственности — из-за того, что коллекция их останков бесследно исчезла во время II мировой войны.

08.05.2018

Киик-Коба: магия чисел и неандерталец-математик?

Образ продвинутого, творчески-одарённого неандертальца в последнее время становится всё более популярным. Перья и ракушки, ожерелья из когтей и росписи охрой – чего только уже не найдено. Негоже отставать от мирового уровня и нашим родным – крымским – неандертальцам.

03.05.2018

Филиппинские хоббиты или денисовцы? Люди на Филиппинах 709 тысяч лет назад

Пути и времена расселения древних людей по планете – одна из самых интригующих тем доисторической истории. А ведь на планете до сих пор полно "белых пятен" на эту тему. Одна из самых неизученных территорий – Филиппины. Эти острова лежат не так уж далеко от Индонезии, между архипелагами раскинуты цепи мелких островков, а глубины местами очень невелики, так что во времена оледенений от Калимантана, который сам объединялся с материком в Сунду, к Филиппинам протягивались длинные мосты суши. Впрочем, достигали ли они когда-нибудь главных островов Филиппин – большой вопрос.

01.05.2018

Неандертальцы, "евразийцы" и "африканцы" – кто кому роднее?

Наука движется вперёд. Учёные наблюдают всё больше фактов, собирают всё больше данных, постигают всё больше истин. Некоторые вопросы иногда уже кажутся окончательно решёнными. Земля круглая, на Южном полюсе лежит Антарктида, Волга впадает в Каспийское море, динозавры и неандертальцы вымерли. Особенно склонны обобщать и абсолютизировать преподаватели, ведь им надо быстро, кратко и достаточно категорично доносить истины до не всегда внимательных и часто не слишком эрудированных слушателей.

Белые люди оставили в подарок кое-что из еды, желая расположить к себе мое племя. Но все это было напрасно, потому что мои бедные соплеменники подарки использовали не по назначению. Пакет с мукой при­няли за глину и стали натирать ею тело и посыпать волосы, а все, что осталось, выбросили. Потом ис­следовали пакет с рисом и решили, что это личинки шершней или ос, непригодные в пищу.