Мир антропологии

Гиперсапиентность неандертальцев

Нужно заметить, что некоторые особенности посткраниального скелета неандертальца, как и ряд деталей строения черепа, имеют как бы "ультрасапиентный", "профетический" характер, т.е. эволюция в парамагистрали осуществила здесь своего рода "прорыв в будущее", опередив современного человека по магистральным параметрам. Большой объем мозговой коробки, срастание корней моляров, большой вестибуло-лингвальный размер талонида нижних моляров, ряд особенностей таза, пропорции пальцев кисти ("короткопалость") и некоторые другие черты морфологии неандертальца  могут считаться "сверхсапиентными".

[...]

Кисть руки неандертальца была гораздо шире и массивнее, чем у современного человека, имела  короткие, толстые пальцы и мощную мускулатуру, обеспечивавшую огромную силу захвата, но не обладавшую способностью к разнообразным и точным движениям. ... Важно отметить, что по морфологии кисти руки киик-кобинский неандерталец был не ближе к обезьяне, чем современный человек, но, напротив - дальше, т.е. имел место феномен гиперсапиентного развития, который, кстати, наблюдается и в некоторых других особенностях скелета и черепа неандертальцев..."

А.А.Зубов, Палеоантропологическая родословная человека, Москва, 2004 г., с. 247-248, 251, 290.

Биолога Алексея Оскольского донимал один антиэволюционист, напиравший на "отсутствие переходных форм". Оскольский спросил его: "Между тобой и твоими родителями тоже нет переходных форм, как же доказать, что именно эти люди являются твоими родителями? - "ДНК посмотреть", - не задумываясь, ответил антиэволюционист. "Ну так вот у человека и шимпанзе тоже можно ДНК посмотреть", - сказал Оскольский. Оппонента проняло.

Источник: Доказательства эволюции