Мир антропологии

Гиперсапиентность неандертальцев

Нужно заметить, что некоторые особенности посткраниального скелета неандертальца, как и ряд деталей строения черепа, имеют как бы "ультрасапиентный", "профетический" характер, т.е. эволюция в парамагистрали осуществила здесь своего рода "прорыв в будущее", опередив современного человека по магистральным параметрам. Большой объем мозговой коробки, срастание корней моляров, большой вестибуло-лингвальный размер талонида нижних моляров, ряд особенностей таза, пропорции пальцев кисти ("короткопалость") и некоторые другие черты морфологии неандертальца  могут считаться "сверхсапиентными".

[...]

Кисть руки неандертальца была гораздо шире и массивнее, чем у современного человека, имела  короткие, толстые пальцы и мощную мускулатуру, обеспечивавшую огромную силу захвата, но не обладавшую способностью к разнообразным и точным движениям. ... Важно отметить, что по морфологии кисти руки киик-кобинский неандерталец был не ближе к обезьяне, чем современный человек, но, напротив - дальше, т.е. имел место феномен гиперсапиентного развития, который, кстати, наблюдается и в некоторых других особенностях скелета и черепа неандертальцев..."

А.А.Зубов, Палеоантропологическая родословная человека, Москва, 2004 г., с. 247-248, 251, 290.

"Палеонтологи обычно отправляют с поля домой посылки с образцами окаменелостей, чтобы не тащить с собой тяжелые ящики. Однажды Елена Александровна Иванова, крупнейший знаток каменноугольных отложений на Русской платформе, пришла на почту получать свою посылку, там смутились и сказали: «Извините, чехол надорван, возможно, часть вещей похищена, и хулиганы наложили вместо них камней». Но Иванова успокоила почтовиков."

Учёные шутят / Авторы-сост.: Федин С.Н., Горобец Б.С., Золотов Ю.А., М., «Лки», 2010 г., с. 195.