Мир антропологии

Болели ли зубы у неандертальцев. Кариес...

Исследования зубной системы палеоантропов показали, что кариес – редкое заболевание в популяциях неандертальцев.

Э. Тринкаус приводит следующую сводку данных о трех индивидах:

1. Две небольшие кариесные полости неправильной формы на М3 нижней челюсти. Баниолес I, Испания. Заболевание, вероятно, было спровоцировано механическим повреждением зуба (Lalueza, et al., 1993).
  2. Эрозированная кариесная полость на изолированном верхнем втором резце диаметром 2w6 мм. Расположена в центральной части коронки. Кебара 27 (Tillier et al., 1995).
  3. Кариесная полось на первом верхнем молочном моляре. Убесье 5, Юго-Западная Франция (Trinkaus et al., 2000).

Определенно можно выразить мнение о том, что встречаемость кариеса среди неандертальцев была очень низка – менее 1%, что значительно ниже, чем у большинства взрослых и неполовозрелых человекообразных обезьян (Trinkaus et al., 2000). Появление и развитие кариесных пятен и полостей связано как с присутствием бактериальной флоры (Streptococus mutans), так и необходимой среды для размножения этих бактерий. Наиболее благоприятную среду, как принято считать, составляют ферментированные углеводы. Как известно, переваривание углеводов начинается еще в ротовой полости под действием амилазы слюны. Поэтому одной из причин возникновения кариеса считают увеличение легко расщепляемых углеводов в диете.

Кариесные бактерии были обнаружены при микробиологическом обследовании зубного камня неандертальцев из Кебары 2 и Субаулука 1 (Arensburg, 1996), однако самого кариеса на зубах этих индивидов не было. То, что кариес обнаружен у неандертальского ребенка, свидетельствует о достаточно высокой концентрации этих бактерий, а также о том, что в пищу этого ребенка могли входить легко усвояемые углеводы.

М. Добровольская,  Человек и его пища. Пищевые специализации и проблемы антропогенеза. М, «Научный Мир», 2005 г.

Известный французский астроном Фламмарион писал: «Новая раса, умственно более развитая, займет наше место на Земле, и кто знает, не встретимся ли мы когда-нибудь с вами, серьезный читатель, или с вами, мечтательная читательница, в кабинете какого-нибудь ученого 276-го века в виде белых величественных скелетов с этикетками на лбу. На нас будут смотреть как на любопытные экземпляры вымершей расы довольно грубой и жестокой, но уже обладавшей зачатками культуры и цивилизации и отличавшейся некоторой склонностью к занятию науками...»

Цитируется по: Быстров А. П. Прошлое, настоящее, будущее человека. Медгиз, Ленинградское отд., 1957, с. 276.