Мир антропологии

П.Тейяр де Шарден – ученый и философ

Изучение литературы, посвященной биографии и творчеству Тейяапа, позволяет без труда дифференцировать две сферы его деятельности - в науке и в философии.

Обладая  глубоким и всесторонним естественно-научным образованием, высокими научными званиями степенями, Тейяр известен как видный исследователь в области антропогенеза, археологии, геологии, палеонтологии, древнейших этапов истории человека. Он внес большой вклад в изучение палеолита, Северной, Центральной и Восточной Азии.

Взгляды Тейяра на теорию антропогенеза нашли свое отражение  и в философском синтезе, представляющем собственное оригинальное видение мира, известное нашему читателю по одной из перевиденных книг Тейяра – “ Феномен человека”.

Процесс антропогенеза занимает, по Тейяру, определенное место в эволюции физического мира. Надо отметить, что теория антропогенеза, по Тейяру, содержит целый ряд важных и интересных моментов, которые порой перекликаются с мыслями других исследователей. Например, существование определенной направленности в эволюции органического мира, связанной с накоплением адаптаций широкого значения (И.И.Шмальгаузен), представленная  в морфологической эволюции человека развитием головного мозга в первую очередь (Тейяр). Констатация параллельных линий цефализации в эволюции царства животных, связь возможности морфо-физиологического у предков  человека с отсутствием специализации в организации,  обусловленность совершенствования сознания и появление социальности гоминид усложнением их мозга – все это имеет место в представлениях ученого. Тейяр правильно оценивает глобальное значение антропогенеза для эволюции всей планеты, пытается отразить ход антропогенеза в категориях диалектики, указывает на качественное отличие в деятельности человека и антропоида, проявляющееся в условиях определенного анатомического сходства (Ф.Энгельс), осознает значение труда для гоминизации. В теории Тейяра проводится мысль о постепенности морфологической эволюции человека. Трудно, правда, согласиться с его трактовкой механизмов трансформации человека.

Поразителен тот факт, что все сказанное выше о Тейяре – ученом является результатом его труда, как виднейшего религиозного деятеля и мыслителя нашего времени, члена ордена иезуитов, прифессорв теологии и т.д.

Современная философская литература содержит в себе подробный анализ второй сферы деятельности Тейяра, его философии , которая имеет широкое распространение на Западе.

Философия Тейяра рассматривается в ряду других попыток модернизации Христианства за счет стремления сблизить науку и религию. Эта особенность творчества Тейяра, с другой стороны, на протяжении большей части его жизни была причиной его вынужденной оппозиции церкви. Философия Тейра определяется как разновидность идеалистического пантеизма, основное содержание которой – эволюция духа, являющаяся сущностью космогенеза и осуществляющаяся путем усложнения материи. Исследователи философии Тейяра отмечают сложность его теоретических построений, которые не могут оцениваться однозначно. Элементы диалектики, принятие понятия эволюции как методологического принципа , неразрывность материи и сознания, привлечение данных науки, вера в человека и в его будущее и т.д. – составляют положительные стороны философии Тейяра. Но ей же присуще неправильное понимание сущности и факторов общественного развития, стремление к эволюционной трактовке основных христианских догм, вера в существование еще одного отрезка космогенеза – “ христогенеза” (Бога), декларативные заявления о возможности соединения науки и религии, не подкрепленные, по нашему мнению, ни теорией, ни практикой в работе П.Тейяра де Шардена, ученого и философа.

В связи с этим должен заметить, что мои критики почти всегда обращались со мной честно, если оставить в стороне тех из них, которые не обладали научными знаниями, ибо о них не стоит говорить. Мои взгляды нередко грубо искажались, ожесточенно оспаривались и высмеивались, но я убежден, что по большей части все это делалось без вероломства.

Чарльз Дарвин, Воспоминания о развитии моего ума и характера, М., «Издательство Академии наук СССР», 1957 г., с. 130-136.