Мир антропологии

Автор XVIII века размышляет о разнице между шимпанзе и человеком…

Поскольку эти крайне забавные и любознательные представители живущего рода Simiae, на которых невозможно смотреть без восторга и изумления, столь похожи на человека, естествоиспытатели должны всячески стараться понять их. Приходится только удивляться, почему столь жаждущий новых познаний человек поступал до сих пор так неблагоразумно, что не попытался рассеять мрак, окружающий Troglodytes, своих ближайших родственников ... Что, спрашивается, может доставить человеку (не исключая даже и самих монархов) большее удовольствие, нежели созерцание рядом с собой этих столь домашних животных, которыми никогда не надоест любоваться? Разве трудно Королю достать этих животных, за что, безусловно, вся нация склонится перед ним в благодарном поклоне?

Философия немало бы выиграла от того, если бы естествоиспытатель смог провести хоть день среди них, наблюдая, насколько их разум стоит ниже человеческого и какая пропасть разделяет разумное познание и интуицию животных; подробное описание этих животных могло бы, кроме того, принести пользу и тем, кто изучает естественную историю. Этот вопрос волнует и меня, ибо мне не ясно, на основании каких характерных признаков естественная история делает различие между Troglodytes и Человеком; так много общего между некоторыми представителями рода человеческого и обезьянами в строении тела (лицо, уши, рот, зубы, руки, грудь), питании, подражании, жестикуляции, в особенности между человеком и теми видами обезьян, которые способны к прямохождению и справедливо называются Anthropomorpha (человекообразными), что характерные родовые признаки обнаруживаются с большим трудом».

Норpius, 1789, с. 75-76. Цитируется по: Джейн Гудолл. Шимпанзе в природе: поведение. М., "Мир", 1992 г.

50 лет назад предположение, что физик может определить возраст куска дерева с помощью чисто физических, лабораторных методов, показалось бы полным абсурдом. В этом и состоит реальная увлекательность археологии и жизни вообще: горизонт того, что может быть познано, не ограничен тем, что уже познано. И конечно, развитие радиоуглеродного метода есть само по себе захватывающее интеллектуальное приключение.

Барбара Мертц. Древний Египет. Храмы, гробницы, иероглифы // Москва, «Центрполиграф», 2007. Найдено Е. Шутовой.