English Deutsch
Новости
Мир антропологии

Откуда взялись орудия каменного века? (мнение древних)

Древнейшими объектами «народной археологии» являют­ся артефакты каменного века, ибо он раньше всего закончился. Кремневые наконеч­ники стрел неолита фигурируют во всей Евразии как «громовые стрелки», кремне­вые клиновидные топоры и каменные шлифованные боевые топоры неолита — как  «громовые топоры». Поскольку к бронзовому и железному веку наконечники и то­поры делались людьми почти повсеместно из металла, каменные приписывались иным существам.

Имелось в виду, что бог-громовик (Тор у германцев, Перун у славян, Зевс у греков, Индра у ариев Ригведы и т.д.) стреляет в своих противников молнией с громом, после этого и остается кремневый наконечник, который не сразу удает­ся обнаружить, потому что он уходит глубоко в землю, а через 7 лет выходит на поверхность — тут-то его и обнаруживают. В России это «громовые стрелки» («молниина стрела», «громная стрелка»), в Германии — Blitzsteine («камни молнии»), во Франции pierres de foudre («камни молнии»), в древней Греции — xcpauvia, (мол­ниевые, от греч. xepauvot; — молния) и paixuXia, в древнем Риме — lapides cerauniae, lapides fulminaris, baetuli (lapis — камень, fulminaris — молниевые), в Японии —рай-фуно-секи (там это оружие бога Тенгю). В Индии спутники Индры Маруты носи­ли эпитет «стреляющие камнями» (Афанасьев 1865, 1: 244-247; Уваров 1881: 3-18; Cogels 1907; Мялешка 1928; Abramowicz 1979: 128439, 1983: 145-155; Mazurkiewicz 1988).

Лучше всего о неразличении природных курьезов и культурных древностей гово­рит схожесть римской трактовки «керауниев» и «бэтулей» — первым термином, судя по описанию Плиния (Hist, natur. II, 38; XXXVII, 51, ср. Уваров 1881: 1-19), обозна­чались белемниты и топоры, а вторым — кремневые наконечники стрел. Те и другие трактовались как «камни молнии». Светоний (Svet., VII) среди предзнаменований о воцарении Гальбы называет такое: «упала молния в озеро в краю кантабриев, и найдено двенадцать топоров, несомненно означающих верховную власть».

В христианском средневековье языческие боги-громовики получили отставку, но сакральность «громовых камней» осталась, старых богов заменили святые и демо­ны. В Англии это «стрелки дьявола». В средневековом «Луцидарии», написанном в XVI в. на латыни в Европе и переведенном в XVII в. в России, написано, что гром и молния бывают «от сражения облаков, и находят на землю падающе стрелки гром-ные и топорки сероведны, и сие бывает на устрашение демоном, зане бо демони наблюдают тогда на кую страну Бог казнь напустит» (Уваров 1881: 14-15).

Поляк Анджей Баудизий в своей диссертации, защищенной в 1668 г. Виттенбергском университете, где учились и друзья Гамлета, описывает творение громо­вого камня в тучах из земного вещества неким Каменнотворным Духом...

Клейн Л.С., История археологической мысли в 2-х томах, Том 1, СПб, Изд-во СПбГУ, 2011 г., с. 48-49.


06 октября - Ученые Против Мифов в Москве

Интересно

«Развращение нравов дошло до того, что глуповцы посягнули проникнуть в тайну построения миров и открыто рукоплескали учителю каллигра­фии, который, выйдя из пределов своей специальности, про­поведовал с кафедры, что мир не мог быть сотворён в шесть дней. Убогие очень основательно рассчитали, что если это мнение утвердится, то вместе с тем разом рухнет всё глуповское миросозерцание вообще. Все части этого миросозерцания так крепко цеплялись друг за друга, что невозможно было потревожить одну, чтобы не разрушить всего остального. Не вопрос о порядке сотворения мира тут важен, а то, что вместе с этим вопросом могло вторгнуться в жизнь какое-то совсем новое начало, которое, наверное, должно было испортить всю кашу. Путешественники того времени единогласно свидетельствуют, что глуповская жизнь поражала их своею цельностью, и спра­ведливо приписывают это счастливому отсутствию духа ис­следования».

Салтыков-Щедрин М.Е., История одного города. Цитата предоставлена Викентьевым И.Л.

Catalog gominid Antropogenez.RU