English Deutsch
Новости
Мир антропологии

От какой обезьяны произошел человек? (из книги 1963 г.)

Родственные отношения между собственно человекообраз­ными обезьянами недостаточно ясны и еще мало исследованы. Однако мы располагаем в этой области многими фактами. Не подлежит никакому сомнению, что человек происходит от обезь­яны; это неопровержимо доказывают многочисленные анатоми­ческие и палеонтологические данные. Но не менее верно и то, что он не может происходить ни от одной из современных обезь­ян, ибо эти последние в такой же степени сами являются про­дуктами эволюционного процесса.

Это означает, что в отдален­ный период истории земного шара, когда на земле еще не было человека, а существовал только какой-то отдаленный и каче­ственно отличающийся от него предок, не было также ни го­риллы, ни шимпанзе, ни орангутана, ни гиббона. Многосто­роннее и глубокое анатомическое сходство между человеком и антропоидами объясняется общностью их происхождения, тем, что они имели одного и того же предка.

Подобно этому, и со­временные романские языки не могли происходить один от дру­гого; все они представляют собой результат параллельного раз­вития, и о всех них мы знаем, что они происходят от латыни, являющейся в настоящее время мертвым языком.

Другими сло­вами, современные обезьяны — только двоюродные братья че­ловека, а не его предки. В некоторых отношениях они обогнали человека в своем развитии, в других — остались позади. Попы­таемся теперь расшифровать генеалогические отношения в груп­пе человекообразных, к которой человек относится в качестве равноправного члена.

Эти отношения можно представить в форме одной из сле­дующих четырех схем.

Первая схема исходит от Гек­келя. Предок всех антропоидов дал начало двум равноценным ветвям. На одной из них развились горилла и шимпанзе, на другой — гиббон, орангутан и человек. Согласно этому взгляду, человек находится в более близком родстве с гиббоном и орангутаном, чем с африканскими обезьянами. Этот взгляд согласуется и с отношениями расселения, так как имеются серьезные основания предполагать, что колыбелью человека является именно Азия, где найдены наиболее древние остан­ки прачеловека. Однако в свете новейших анатомических ис­следований теория Геккеля не может быть признанной, ибо ряд важнейших анатомических особенностей отличает чело­века от азиатских антропоидов.

Вторая схема соответствует отношениям, которые до недавних пор пользовались довольно широким признанием. Согласно этой схеме, гиббон рано от­делился от общего ствола и является более отдаленным род­ственником, тогда как остальные антропоиды, включая и чело­века, представляют параллельные ветви одного и того же дерева.

Третью схему предлагает Грегори, считающий оранг­утана ближайшим родственником человека.

Наконец, четвертая схема, которую отстаивают Ремане, Эллиот Смит и Вейнерт, является более современной и представляется наиболее вероят­ной. Согласно этой схеме, человек вместе с африканскими антропоидами составляет общую группу.

Ян Дембовский, Психология обезьян, М., «Издательство иностранной литературы», 1963 г., с. 32-33.


Интересно

Герасимов сообщил мне, что  будто Вы  сочинили сочинение в котором  изволили изложить  не весьма существенные  идеи  на щот  людей  и  их  первородного состояния и допотопного бытия. Вы изволили сочинить что человек произошел от обезьянских племен мартышек орангуташек и т. п. Простите меня старичка, но я с  Вами касательно  этого  важного  пункта не согласен и  могу  Вам запятую поставить. Ибо,  если  бы человек,  властитель мира, умнейшее из дыхательных существ, происходил от  глупой и невежественной  обезьяны  то у  него был бы хвост и дикий голос.

Антон Павлович Чехов. Письмо к ученому соседу

Catalog gominid Antropogenez.RU