Мир антропологии

Какой космологии верить?

«Доказательством для христианского мировоз­зрения является Библия; для научного мировоззрения - это на­блюдение и индукция. Наука спрашивает, на каком основании мы должны принимать то, что описано в Библии? Присутствовали ли авторы Пятикнижья при Творении? Ясно, что нет.

Можем ли мы по­верить, что Бог передал им истину? В этом случае мы столкнемся с большими трудностями. Библия - не единственная Священная Книга; другие религии строят иные космологии. Каким образом беспристрастный исследователь определит, какой из них поверить? Иногда Библия противоречит самой себе: в ней даётся два проти­воречащих друг другу описания создания Адама и Евы; в одном месте говорится, что в ковчеге было две овцы, в другом - семь.

Есть и другие трудности. Иезуит Акоста, живший в Южной Америке, был удивлён, обнаружив животных, обитающих только в этой части света, в то время как все они должны были быть с горы Арарат. Это особенно удивительно в случае с ленивцем, который столь медли­телен в своих проявлениях, что вряд ли смог бы достичь Южной Америки за то время, которое прошло после потопа. Конечно, моряки могли завезти разных необычных животных из Старого света, но достопочтенный Отец так не думал, в частности в случае с ужас­ной акацией, обладающей невыносимым запахом. Кроме того, су­ществует проблема ископаемых, которые, по всей видимости, доказы­вают, что Земля старше, чем в истории Творения. Постепенно вера в буквальную истинность истории Творения отошла на второй план, и была открыта дорога для принятия научного мировоззрения».

Бертран Рассел, Искусство рационального предположения / Искусство мыслить, М., «Дом интеллектуальной книги», 1999 г., с.20-22. Предоставлено Викентьевым И.Л.

Нужно заметить, что некоторые особенности посткраниального скелета неандертальца, как и ряд деталей строения черепа, имеют как бы "ультрасапиентный", "профетический" характер, т.е. эволюция в парамагистрали осуществила здесь своего рода "прорыв в будущее", опередив современного человека по магистральным параметрам. Большой объем мозговой коробки, срастание корней моляров, большой вестибуло-лингвальный размер талонида нижних моляров, ряд особенностей таза, пропорции пальцев кисти ("короткопалость") и некоторые другие черты морфологии неандертальца  могут считаться "сверхсапиентными".