Древнегреческий историк Фукидид (454 - 396 до н.э.), во имя исторической правды решительно отвергает все мифическое и сказочное. «События войны я не считал уместным излагать так, как услышал о них от первого встречного, или руководствуясь своим личным мнением; я присутствовал при них лично или, узнав от других, рассмотрел их одно за другим с максимально возможным усердием. Это было трудным делом, потому что очевидцы передавали события по-разному, как подсказывала им память и расположение к одной из воюющих сторон. Возможно, отсутствие сказочного сделает повествование менее привлекательным для аудитории, но мне будет достаточно, если его сочтет полезным тот, кто пожелает получить ясное представление о случившихся событиях и тех, идентичных или похожих, которые в том же самом или подобном виде могут произойти по свойству природы человека». Источник
Как бедный Рафаэль запутался...
Особый интерес для анализа представляет поведение шимпанзе, когда животное становится перед задачей, которую оно может разрешить двумя или несколькими ранее известными ему способами. При этом особенно важно, чтобы эти способы (т. е. моторные навыки) были «тренированы» в одинаковой мере. В таком случае поведение обезьяны приобретает черты чрезвычайной растерянности. Она захватывает все предметы, являющиеся «ключами» к решению задачи, и производит ряд действий, совершенно несообразных с условиями предъявляемой задачи.
Приведем в качестве примера один из поставленных нами опытов. У «Рафаэля» был выработан навык открывать автоматически закрывающийся аппарат двумя способами. Аппарат представлял собой ящик с автоматически закрывающейся крышкой. Открыть аппарат и достать помещенную в него пищу можно было путем натяжения троса, проходящего внутри металлической трубы, отделяющей ручку троса от ящика с приманкой на значительное расстояние. При натяжении троса крышка ящика поднималась, но как только натяжение троса ослаблялось, тотчас же автоматически захлопывалась. Удерживая же трос натянутым, обезьяна не могла достать пищи ввиду дальности расстояния. Для овладения приманкой обезьяна должна была или продеть в ручку троса веревку, и уровняв ее концы, натянуть трос, после чего, не ослабляя натяжения, подойти к ящику с пищей; или вбить гвоздь и, натянув трос, накинуть его ручку на гвоздь. Оба способа были ей в одинаковой мере известны. В критическом эксперименте обезьяне была предоставлена возможность выбрать любой способ решения: перед аппаратом с пищей была положена веревка, молоток и гвоздь. «Рафаэль», захватив с собой все эти предметы и подойдя к ручке троса, стал «намечать» место для забивания гвоздя (устанавливать гвоздь на обычном от ручки троса расстоянии), но путающаяся в руках веревка явно мешала осуществить это мероприятие. Оставив гвоздь, «Рафаэль» стал продевать веревку в ручку троса, не выпуская при этом молотка из рук. Внезапно, прекратив правильно начатое решение, «Рафаэль» стал стучать молотком по ручке троса и продетой в ней веревке. Затем взял гвоздь и, всунув его острием в щель пола, стал накручивать на него веревку. Провозившись таким образом некоторое время и не достигнув положительных результатов, «Рафаэль» пришел в сильную ярость.
Опыт пришлось прекратить ввиду явной тенденции к неадекватному использованию орудий с возможным неблагоприятным исходом для экспериментатора.
Вацуро Э.Г., Исследование высшей нервной деятельности антропоида (шимпанзе), М., Изд-во Академии медицинских наук СССР, 1948 г., с. 272-273.