English Deutsch
Новости
Мир антропологии

Как бедный Рафаэль запутался...

Особый интерес для анализа представляет поведение шимпанзе, когда животное становится перед задачей, которую оно может разрешить двумя или несколькими ранее извест­ными ему способами. При этом особенно важно, чтобы эти способы (т. е. моторные навыки) были «тренированы»  в оди­наковой мере. В таком случае поведение обезьяны приобре­тает черты чрезвычайной растерянности. Она захватывает все предметы, являющиеся «ключами» к решению задачи, и про­изводит ряд действий, совершенно несообразных с условиями предъявляемой задачи.

Берегите шимпанзе, они - наши добрые друзья!
						Фото: wordman1, Flickr Creative Commons
Берегите шимпанзе, они - наши добрые друзья!
Фото: wordman1, Flickr Creative Commons

Приведем в качестве примера один из поставленных нами опытов. У «Рафаэля» был выработан навык открывать авто­матически закрывающийся аппарат двумя способами. Аппарат представлял собой ящик с автоматически закрывающейся крышкой. Открыть аппарат и достать помещенную в него пищу можно было путем натяжения троса, проходящего внутри металлической трубы, отделяющей ручку троса от ящика с приманкой на значительное расстояние. При натяже­нии троса крышка ящика поднималась, но как только натя­жение троса ослаблялось, тотчас же автоматически захлопы­валась. Удерживая же трос натянутым, обезьяна не могла достать пищи ввиду дальности расстояния. Для овладения приманкой обезьяна должна была или продеть в ручку троса веревку, и уровняв ее концы, натянуть трос, после чего, не ослабляя натяжения, подойти к ящику с пищей; или вбить гвоздь и, натянув трос, накинуть его ручку на гвоздь. Оба способа были ей в одинаковой мере известны. В критическом эксперименте обезьяне была предоставлена возможность вы­брать любой способ решения: перед аппаратом с пищей была положена веревка, молоток и гвоздь. «Рафаэль», захватив с собой все эти предметы и подойдя к ручке троса, стал «наме­чать» место для забивания гвоздя (устанавливать гвоздь на обычном от ручки троса расстоянии), но путающаяся в руках веревка явно мешала осуществить это мероприятие. Оставив гвоздь, «Рафаэль» стал продевать веревку в ручку троса, не выпуская при этом молотка из рук. Внезапно, прекратив пра­вильно начатое решение, «Рафаэль» стал стучать молотком по ручке троса и продетой в ней веревке. Затем взял гвоздь и, всунув его острием в щель пола, стал накручивать на него веревку. Провозившись таким образом некоторое время и не достигнув положительных результатов, «Рафаэль» пришел в сильную ярость.

Опыт пришлось  прекратить  ввиду явной тенденции к неадекватному использованию орудий с возможным неблагоприятным исходом для экспериментатора.

Вацуро Э.Г., Исследование высшей нервной деятельности антропоида (шимпанзе), М., Изд-во Академии медицинских наук СССР, 1948 г., с. 272-273.


03 февраля - Ученые Против Мифов в Петербурге

Интересно

«Характер подобного же диспута в схоластической тра­диции прекрасно отражает легенда о споре Фомы Аквинского и Альберта Великого о наличии глаз у крота: «Хотите, - говорит садовник, - я Вам сей же миг принесу настоящего живого крота...

Ни в коем случае, - воскликнули в один голос спорщики. - Ни в коем случае. Никогда! Мы ведь спорим в принципе: есть ли в прин­ципе у принципиального крота принципиальные глаза…»

Рабинович В.Л., Алхимия как феномен средневековой культуры. М., «Наука», 1979 г., с. 137. Пример предоставлен Викентьевым И.Л.

Catalog gominid Antropogenez.RU