English Deutsch
Новости
Мир антропологии

Как бедный Рафаэль запутался...

Особый интерес для анализа представляет поведение шимпанзе, когда животное становится перед задачей, которую оно может разрешить двумя или несколькими ранее извест­ными ему способами. При этом особенно важно, чтобы эти способы (т. е. моторные навыки) были «тренированы»  в оди­наковой мере. В таком случае поведение обезьяны приобре­тает черты чрезвычайной растерянности. Она захватывает все предметы, являющиеся «ключами» к решению задачи, и про­изводит ряд действий, совершенно несообразных с условиями предъявляемой задачи.

Берегите шимпанзе, они - наши добрые друзья!
						Фото: wordman1, Flickr Creative Commons
Берегите шимпанзе, они - наши добрые друзья!
Фото: wordman1, Flickr Creative Commons

Приведем в качестве примера один из поставленных нами опытов. У «Рафаэля» был выработан навык открывать авто­матически закрывающийся аппарат двумя способами. Аппарат представлял собой ящик с автоматически закрывающейся крышкой. Открыть аппарат и достать помещенную в него пищу можно было путем натяжения троса, проходящего внутри металлической трубы, отделяющей ручку троса от ящика с приманкой на значительное расстояние. При натяже­нии троса крышка ящика поднималась, но как только натя­жение троса ослаблялось, тотчас же автоматически захлопы­валась. Удерживая же трос натянутым, обезьяна не могла достать пищи ввиду дальности расстояния. Для овладения приманкой обезьяна должна была или продеть в ручку троса веревку, и уровняв ее концы, натянуть трос, после чего, не ослабляя натяжения, подойти к ящику с пищей; или вбить гвоздь и, натянув трос, накинуть его ручку на гвоздь. Оба способа были ей в одинаковой мере известны. В критическом эксперименте обезьяне была предоставлена возможность вы­брать любой способ решения: перед аппаратом с пищей была положена веревка, молоток и гвоздь. «Рафаэль», захватив с собой все эти предметы и подойдя к ручке троса, стал «наме­чать» место для забивания гвоздя (устанавливать гвоздь на обычном от ручки троса расстоянии), но путающаяся в руках веревка явно мешала осуществить это мероприятие. Оставив гвоздь, «Рафаэль» стал продевать веревку в ручку троса, не выпуская при этом молотка из рук. Внезапно, прекратив пра­вильно начатое решение, «Рафаэль» стал стучать молотком по ручке троса и продетой в ней веревке. Затем взял гвоздь и, всунув его острием в щель пола, стал накручивать на него веревку. Провозившись таким образом некоторое время и не достигнув положительных результатов, «Рафаэль» пришел в сильную ярость.

Опыт пришлось  прекратить  ввиду явной тенденции к неадекватному использованию орудий с возможным неблагоприятным исходом для экспериментатора.

Вацуро Э.Г., Исследование высшей нервной деятельности антропоида (шимпанзе), М., Изд-во Академии медицинских наук СССР, 1948 г., с. 272-273.


Интересно

Древнегреческий историк Фукидид (454 - 396 до н.э.), во имя исторической правды решительно отвергает все мифическое и сказочное. «События войны я не считал уместным излагать так, как услышал о них от первого встречного, или руководствуясь своим личным мнением; я присутствовал при них лично или, узнав от других, рассмотрел их одно за другим с максимально возможным усердием. Это было трудным делом, потому что очевидцы передавали события по-разному, как подсказывала им память и расположение к одной из воюющих сторон. Возможно, отсутствие сказочного сделает повествование менее привлекательным для аудитории, но мне будет достаточно, если его сочтет полезным тот, кто пожелает получить ясное представление о случившихся событиях и тех, идентичных или похожих, которые в том же самом или подобном виде могут произойти по свойству природы человека». Источник

Catalog gominid Antropogenez.RU