English Deutsch
Новости
Мир антропологии

Как доктор Пабло Ортис приучал индейцев мыть руки

От Редактора: Наша читательница из Коста-Рики Елена Польстер прислала в редакцию портала интервью с доктором Пабло Ортисом. Доктор Пабло в течение 10 лет живет в районе Кото Брус, на границе с Панамой, где имеет дело с индейцами племени ньёбе, которых лечит и о которых всячески заботится. Публикуем несколько фрагментов интервью.

-  Хотя постройка жилья к медицине и не относится, но косвенно тоже влияет на здоровье людей.  И каковы результаты всех ваших хлопот?  Люди стали болеть меньше?

-  Нам бы этого хотелось, но выполнить все проекты оказалось гораздо труднее, чем распланировать, особенно что касается индейского населения.  Ведь индейцы живут в своем собственном мире.  Они не признают государственных границ, идут целыми семьями на уборку кофе в Коста-Рику из Панамы, а когда их просят показать документы, обижаются: «Мы здесь ходили тысячи лет, пока вы не придумали разделить нашу землю какими-то границами!»

[...]

-  А как вы боретесь с кишечными заболеваниями?

-  Это одно из главных направлений нашей работы.  Ведь если эти люди будут продолжать пить из загрязненной речки и есть немытыми руками, никакие в мире лекарства не спасут их от кишечных инфекций, а от них умирают большинство маленьких детей в индейских поселках.  Я стал им объяснять, что вода в реке нечистая, что надо ее кипятить.  Но они наотрез отказались.  Я не мог понять, почему такое упорство.  Наконец получил ответ: «Воду кипятить нельзя, потому что она живая!»  Тут уж у меня, впрочем не в первый и не в последний раз, «крыша поехала» от таких ответов.  Решил принести в индейский поселок микроскоп и показать им, какие «чудовища» плавают в воде, которую они пьют.  «А-а-а-а!  Значит вода больная!» - сообразили индейцы.  «Да!!! Больная!» - обрадовался я, что они всё-таки поняли.  - «И вот эти микробы и амебы убивают ваших детей!»  - «Значит, воду надо лечить!» - до конца поняли они.  – «Точно! Вот вам хлорка, три капли на литр воды, и всё в порядке».  Теперь на индейской территории детская смертность значительно понизилась, за последние 3 года умерло только два ребенка.  Среди тех же, кто мигрирует, страшно сказать, умирает 4% новорожденных!  Работать с ними значительно труднее, кроме того по причине их нелегального положения в стране.

-  А как  обстоит дело с мытьём рук?

-  Это тоже мне стоило немало седых волос.  Мы сначала проводили много научно-просветительских бесед в разных поселках, но потом стали сомневаться, хорошо ли понимают нас люди, ведь испанский язык для них не родной.  Оказалось, не все понимают.  «Доктор, - сказал один из них в момент откровения, - если я уже долго киваю головой и говорю «s?, s?» - это значит, что я ничего не понимаю!»  Тогда мы поменяли свою тактику: читаем цикл лекций наиболее образованным членам индейского общества, а они уже потом идут к своим людям и повторяют всё заученное на своем родном языке.  Эффективность такой работы оказалась гораздо выше.  Но тут мы столкнулись с другой проблемой: как мы можем требовать от них мытья рук, если у них нет мыла и нет денег, чтобы его купить?!!!  Пошел я в свою родную Кассу CCSS и там обнаружил большие залежи одноразовых кусочков мыла, какие делают для отелей, они там лежали без употребления.  И я добился, чтобы Касса выделила это мыло индейцам безвозмездно.  Теперь у каждого человека есть свой кусочек, а когда кончается, достаем еще.  Раздали детям книжечки с рисунками-разукрашками, как правильно надо мыть руки.  Потом посмотрели, оказалось, что все рисунки были разукрашены черным и серым цветом... Дети рисовали углем, потому что у них не было цветных карандашей!  Как такое может быть в XXI веке?!!! Поехал я снова в Кассу и доказал им, что рисовать цветными карандашами – необходимое условие для полноценного умственного развития ребенка.  И Касса дала всем детям по коробке карандашей. 

Доктор Пабло Ортис и индейцы ньёбе.
Доктор Пабло Ортис и индейцы ньёбе.

-  Значит, медицинские проблемы пересекаются с образованием.

-  Конечно, здоровье физическое нельзя отделить от психического, а условия жизни – от образования и культуры.  Всё связано.  Нам тут приходится заниматься всем понемногу.  Ясно, чтобы выбраться из бедности, молодым людям необходимо получить хорошее образование.  На индейской территории есть своя начальная школа и недавно открыли также колледж.  Но девочки отказывались надевать коротенькие синие юбки по форме или, еще хуже, брюки, модные среди городских девушек.  Тогда мы добились, чтобы Министерство образования официально разрешило индейским девочкам носить специальную форму в виде длинного платья, к каким они привыкли, с темно-синим низом и белым верхом.  Также разрешили  носить сапоги, ведь им приходится идти в школу издалека,  по лесу, а в туфельках не пройдешь, да еще змея может ужалить.  Но это еще не самые серьезные проблемы.  Когда стали планировать уроки истории для индейских детей, я сказал: «Стоп! Какую историю вы собираетесь преподавать им? Ту, что начинается с прибытия  трех каравелл Христофора Колумба? Это не их история.  Они не празднуют 12 октября, а, наоборот, отмечают 11 число как последний день свободы...»  Сейчас я постоянно борюсь за то, чтобы и в детском саду CEN-CINAI (который мы скоро построим), и в школе, и в колледже работали только свои воспитатели и учителя.  Но у них, конечно же, не хватает квалифицированных кадров.  Мы заметили, что индейские юноши и девушки почти никогда не поступают учиться в университеты.  Оказалось, что они просто не могут пройти вступительные тесты, потому что не понимают вопросов.  Теперь я послал своих врачей давать уроки этим ребятам, готовить их к экзаменам.  В этом году, впервые в истории, из 15 выпускников средней школы 12 человек поступило в университеты, в основном на педагогические факультеты.  

[...]

-  И как Вы используете эту известность?

-  Например, для привлечения специалистов-строителей к проектированию экологичного жилья для индейцев.  Обычные дома из бетонных плит – не лучший вариант для этой жаркой зоны, кроме того, индейцы не терпят туалета внутри дома, они обязательно делают его снаружи.  Поэтому мы теперь начали строить для них дома (с привлечением их собственной рабочей силы) из местного дерева, которого много вокруг и достается им бесплатно.  Сделали уже несколько домов, которые им очень нравятся, в них не жарко, хорошая вентиляция, туалет – в пристройке, есть несколько комнат, широкие балконы.  Дом стоит на сваях – для защиты от наземных паразитов вроде змей или скорпионов.  Стоимость такого дома оказалась ничуть не выше, чем традиционного коста-риканского дома, сделанного из бетонных плит.  Зато результат – намного лучше.  Теперь я также борюсь за то, чтобы построить хорошую шоссейную дорогу на индейской территории «Касона», где она имеется только на въезде  и на выезде.  Мотивируют тем, что традиционная индейская культура связана с ездой на лошади, поэтому им дороги не нужны.  По-моему, это самая настоящая глупость, к тому же вредная.  Между прочим, лошадь – это тоже недавнее приобретение, вывезенное из старого света.  До прибытия в Америку испанцев, они лошади не знали.  Так значит, надо обязать их ходить пешком?!!! Я это считаю дискриминацией и халатностью со стороны местных властей.  Ещё необходимо провести для них и водопровод, и электричество.  Сейчас линия электропередачи  проходит лишь снаружи территории, по касательной, а внутри электричества нет.  Кто сказал, что сохранение собственной культуры зависит от полной изоляции от внешнего мира? Я лично с этим мнением не согласен.

[...]

А еще я вам могу рассказать очень интересную историю о том, как однажды индейцы пригласили меня на свою церемонию: смотреть на чудесный свет «сисиро».  Я, конечно, не отказался.  Но, прежде чем идти туда, я навел справки, и мне рассказали, что с определенного сентябрьского дня индейцы начинают пить по вечерам горький напиток из какао «для очищения тела и души», каждый вечер они собираются всё позже и позже, и вот наступает одна ночь, когда, наконец, они видят этот таинственный свет.  Было интересно, что же это за свет? Какая-нибудь комета или звезда? И я пошел.  Пил с ними какао, разговаривал, смотрел на небо.  «Сейчас пролетит большая ледяная чайка!»  И вдруг в один момент, примерно в полночь, они все закричали, стали показывать на небо, поздравлять друг друга... А я ничего не увидел.  Ну, что делать, видимо, я не достоин.  А потом знающие люди мне объяснили: ты этот свет никогда не увидишь, его нет, он существует только в памяти поколений.  А на самом деле этот свет - ...северное сияние!!!  Вы можете себе представить, где можно увидеть это сияние? И когда индейцы могли его видеть воочию? Если они живут в Коста-Рике, по крайней мере, три тысячи лет! 

 

Елена Польстер. Доктор Пабло Ортис уверяет, что коста-риканские индейцы «помнят», как они переходили через Берингов пролив // "Русская газета", Коста-Рика, февраль-март 2013 г.


Интересно

5 марта 1616 года Рим официально определяет гелиоцентризм как опасную ересь:

"Утверждать, что Солнце стоит неподвижно в центре мира - мнение нелепое, ложное с философской точки зрения и формально еретическое, так как оно прямо противоречит Св. Писанию.
Утверждать, что Земля не находится в центре мира, что она не остаётся неподвижной и обладает даже суточным вращением, есть мнение столь же нелепое, ложное с философской и греховное с религиозной точки зрения."

Источник: Предтеченский Е. А. Галилео Галилей. Его жизнь и научная деятельность.

Catalog gominid Antropogenez.RU