English Deutsch
Новости
Мир антропологии

Как аборигены Австралии получили гражданские права

Три года назад коренные австралийцы получили одинаковые с европейцами гражданские права, в том числе и избирательное право. При этом возникло множество новых проблем, например проблема трудоустройства аборигенов. Раньше некоторые из них выполняли ручную работу за относительно небольшую плату, устанавливаемую обычно по договоренности с работодателем. Ко­гда австралийский федеральный парламент принял закон о пра­вах коренного населения, работодателям пришлось оплачивать труд аборигенов так же, как труд белых австралийцев (не мень­ше 45 австралийских долларов в неделю). 

В результате неквали­фицированный труд аборигенов стал обходиться работодателям дорого и они потеряли к нему всякий интерес. Исключение со­ставляли владельцы или управляющие скотоводческими станция­ми и овцеводческими фермами, где аборигены-гуртовщики были совершенно незаменимы.

С установлением гражданских прав аборигенов возникла ещё одна немаловажная проблема - алкоголизм. Раньше аборигенам строго запрещалось употреблять спиртное и закон сурово нака­зывал всякого, кто продавал коренным австралийцам алкоголь­ные напитки или спаивал их. Позднее эта «дискриминация» была отменена законом. Аборигены, в течение многих веков привык­шие к кочевому образу жизни, вдруг оказались в совершенно но­вых условиях: если они работали, то получали относительно при­личные деньги, на которые могли купить себе все, что хотели. Естественно, что они кинулись на когда-то запретный для них плод и начали тратить заработанные доллары на спиртные на­питки. Австралийское правительство поначалу стремилось отнес­тись к этому великодушно - оно не отняло у аборигенов их права тратить собственные деньги так, как они считают нужным, рас­считывая на то, что постепенно с помощью системы резерваций и правительственных поселений оно приучит аборигенов к евро­пейскому образу жизни. Отчасти это удается.

В какой-то мере удалось подчинить аборигенов строгим пра­вилам; некоторые из них начали экономить деньги и оставлять часть зарплаты на хранение управляющему поселением, чтобы купить ружье, транзисторный приемник или даже подержанную машину. В правительственных поселениях продажа алкогольных напитков аборигенам строго запрещена.

К сожалению, плохой пример часто подают им белые жители поселений, на которых это правило не распространяется.

Аборигены завозят алкоголь в поселение контрабандой или другими способами. Обычно в субботу после получения зарплаты (каждые две недели) они заказывают автобус и едут коллективно в ближайший городок, где в трактире могут покупать спиртного столько, сколько им заблагорассудит­ся. На другой день, часто без цента в кармане, они возвращаются в поселок и вымаливают у управляющего аванс до следующей зарплаты, не имея ни гроша даже на хлеб. Поэтому в некоторых поселениях при выдаче заработной платы управляющие предус­мотрительно удерживают у аборигенов некоторую сумму. И ча­сто это здорово выручает их.

Каждое правительственное поселение для аборигенов разде­лено на две части: одна для белых, другая для аборигенов. Бе­лые живут в удобных одноэтажных домиках со всеми современ­ными удобствами (кондиционированный воздух или система вен­тиляции, ванна, холодильник, электричество, вырабатываемое ди­зельным агрегатом). В лагере аборигенов жилища трех типов. Самые простые представляют собой что-то вроде будки из рифле­ного железа, обычно окрашенного в зеленый цвет, в большинстве своем с глиняным полом, без каких-либо удобств. Душевая и уборные - общие и находятся в специальном помещении. Второй тип немного напоминает наши простые дачные домики. Сделаны они из алюминиевого прокатного листа, но их размеры поболь­ше. Они стоят на бетонном фундаменте и имеют веранду. Но и здесь санитарные узлы общие. Домики третьего типа ни своей ве­личиной, ни удобствами не отличаются от домов белых австра­лийцев. Аборигены, уже привыкшие жить в домах первого типа и освоившие основные правила гигиены, переселяются в дома вто­рого, а затем и третьего типа. Но подавляющее большинство або­ригенов живет, разумеется, в домах первого и второго типов. Электричества зачастую в лагере нет. Пользуются аборигены по старинке огнем. Большую часть времени они проводят на веранде или перед домом у очага. В доме только спят. Внутреннее убран­ство домов очень простое: несколько циновок и одеял, кое-какая посуда (в основном пустые консервные банки). Кровати, стол и стулья имеют лишь некоторые семьи, здесь это скорее исключе­ние.

В Бамьили живет около 450 аборигенов из четырех различ­ных племен и человек тридцать белых австралийцев, которые за­нимают руководящие посты и выполняют квалифицированную работу. Аборигены помогают на кухне, снабжают поселение дро­вами, убирают мусор, ухаживают за газонами и работают на ферме, где выращивают овощи для всего поселения. Наиболее способные обучаются в хорошо оснащенных мастерских различ­ным ремеслам и обращению с современной техникой - тракторами, автомашинами, различным оборудованием. Некоторые рабо­тают по соседству в Бесуике на скотоводческой станции и учатся ухаживать за скотом. Их жены в основном сидят дома - лишь некоторые помогают в домашнем хозяйстве белым, убирают в школе или выполняют подсобную работу в яслях и больницах. Желающие могут в течение нескольких месяцев посещать в мест­ной школе курсы домоводства, где их учат шить, готовить пищу, воспитывать детей. Аборигены не обязаны работать. Но в этом случае теперь они лишаются пособия. Кроме того, с тех пор как они были уравнены в правах с белыми, они перестали бесплатно получать продукты и предметы первой необходимости. Однако некоторых отсутствие работы нисколько не волнует. Охотники каждое утро уходят на промысел в буш, проводят там целые дни, а сахар, чай, муку и табак получают от своих работающих род­ственников.


Йозеф Бринке, Окно в каменный век, М., «Мысль», 1975 г., с. 85-86.
 


Интересно

Когда [шимпанзе] Рафаэль не проявлял большого интереса к пище, то в качестве «награды» использовали живую кошку, помещенную в ящик и выскакиваю­щую из него каждый раз после того, как крышка открывалась. Это был для шимпанзе очень сильный раздражитель.

Ян Дембовский, Психология обезьян, М., «Издательство иностранной литературы», 1963 г., с. 141.

Catalog gominid Antropogenez.RU