English Deutsch
Новости
Мир антропологии

Как индейцы попали в Америку? (представления XVI века)

По господствовавшим представлениям, почерпнутым из Библии, все люди вели свою родословную от Адама и Евы, и вторично — от праотца Ноя и других членов его семьи, оставшихся, как известно, в живых после потопа. В Ноевом ковчеге спаслись также животные и звери, «каждой твари по паре».  Библия  считалась   источником основополагающим.

Задача, следовательно, заключалась в том, чтобы выяснить, какие именно потомки Ноя добрались до двойного (это после путешествия Веррацано представлялось несомненным) материка, получившего в 1538 году общее название «Америка». И каким образом?

Карта Северной Америки. 1585 г.
						Источник: http://old-maps.vladcity.com/america-maps.html
Карта Северной Америки. 1585 г.
Источник: http://old-maps.vladcity.com/america-maps.html

Откуда они шли — представлялось в общих черт ясным, поскольку в Библии рассказывалось, что ковчег подошел к земной тверди где-то в районе горы Арарат.

Сравнительно легко было себе представить, как потомки обитателей Ноева ковчега расселились по Азии, Африке и Европе — все-таки один массив Земли. Можно было представить себе и как попали люди на прилегающие к континенту острова; не так уж сложно до них доплыть, каботажное плавание было известно исстари.

Но как люди попали в лежащий за морями-океанами Новый Свет? Когда? Откуда? К какому народу они принадлежали?

Слова, которые молва приписывала неистовому Парацельсу, первоклассному врачу и знаменитому естествоиспытателю: «Не создал ли бог еще одного Адама специально для Америки?» — дела, понятно, не прояснили. В дубликат Ноева ковчега тоже не очень поверили. Гораздо большее число сторонников приобрела гипотеза о тем, что индейцы произошли от десяти пропавших колен Израиля.

Колено - это значит род. И эти десять колен пропали в очень давние времена: в 722 году до н. э. ассирийский царь Саргон II разгромил израильское царство и рассе­лил более двадцати пяти тысяч пленных в Индии и Ме­сопотамии.

Эти двадцать пять тысяч пленных и составляли де­сять, точнее — девять с половиной колен. Два с поло­виной колена царь-завоеватель оставил в Самарии.

В 538 году до н. э. персидский царь Кир разрешил пленникам (в том числе тем, кто был угнан царем Навуходоносором в 586 году до н. э.) вернуться на родину. Потомки израильтян, угнанных Саргоном II, на родину не возвратились. Вероятно, потому, что не пожелали: привыкли к новой родине, смешались со здешним насе­лением.

Теперь получалось, что они и не могли возвратиться, поскольку, покинув Ассирию, переправились в Америку. Тем же, кто все-таки сомневался, пояснили, что ничего необычного в подобном путешествии нет: преодолел же Колумб просторы Атлантики! Почему бы этого не смог­ли сделать и пропавшие колена?

Несколько позднее, в начале XVII века, Коттон Матзер, проповедник из Бостона, не менее авторитетно за­явил: «Краснокожих в Америку приволок сам дьявол».

Были и другие теории. В своей вышедшей в 1535 году книге «Всеобщая и подлинная история Индий, островов и материка в море-океане» испанский хронист Овьедо-и-Вальдес напишет: «Американские индейцы проис­ходят от атлантов, упомянутых у Платона. Родина ин­дейцев - Атлантида».

Вовсе нет; возражал испанский монах Хосе де Акоста. Причем тут Атлантида? Необходимо обратить внима­ние на другое: помимо людей в Индиях проживают еще и животные, и звери. Переплыть огромные океаны они не могли. Не следует ли из этого, что некогда между Ста­рым и Новым Светом существовал, а может быть, суще­ствует и сейчас какой-то сухопутный мост?

Развивая свои идеи, Акоста скажет: «Новый Свет, который мы называем Индиями, не полностью отделен от остального мира. На севере или юге, в неисследованных пока районах, существует, вероятно, какой-нибудь перешеек. На худой конец Старый и Новый Свет разделены каким-нибудь нешироким проливом, подобным Магелланову, и этот пролив может легко пересечь и человек, и зверь».


Варшавский А.С. Колумбы каменного века. М., «Знание», 1978 г., с. 34-35.


Интересно

А какой фурор, по воспоминаниям Тимирязева, про­извели в пятидесятых годах прошлого века лекции-представления заезжего немецкого антрепренера, при помощи волшебного фонаря познакомившего петер­буржцев с космогонической теорией Лапласа и геологи­ческой историей Земли. «Едва ли не в первый раз рус­ская широкая публика, - писал Климент Аркадьевич, - заговорила об юрском море, о лесах каменноугольной формации, об ихтиозаврах и плезиозаврах, причем не обходилось и без неодобрительно покачивавших голо­вою, недоумевавших - "куда же делась духовная цен­зура?"». К естествознанию пока относились с большим недоверием.

Черненко Г.Т., Тимирязев в Петербурге-Петрограде, Л., «Лениздат», 1991 г., с. 18. Предоставлено Викентьевым И.Л.

Catalog gominid Antropogenez.RU