English Deutsch
Новости
Мир антропологии

Как в разные эпохи и в разных культурах воспринимали гермафродитов

В реальной жизни, однако, вопрос о половой принадлежности не всегда очевиден и просто решаем. Во-первых, некоторые люди по своим морфологическим характеристикам не соответствуют стандарту конкретного, мужского или женскою пола. Во-вторых, существует целая категория анатомически нормальных мужчин и женщин, которые убеждены в том, что они обладают личностными свойствами, типичными для противоположного пола (транссексуалы).

Статуя Гермафродита. Лувр
					Источник: http://www.medievalists.net/
					2015/01/09/intersex-middle-ages/
Статуя Гермафродита. Лувр
Источник: http://www.medievalists.net/
2015/01/09/intersex-middle-ages/

В медицине для случаев первого типа давно введено понятие интерсексуальности. Оно предполагает сочетание мужских и женских структур в строении тела у одного человека, из-за чего данный индивид не может быть четко определен как мужчина или женщина. К интерсексуалам относят истинных гермафродитов, а также мужских и женских псевдогермафродитов. Истинные гермафродиты — это люди, обладающие одним яичком и одним яичником. Мужские псевдогермафродиты имеют яички и некоторые структуры женских гениталий (например, развитый клитор, половые губы и развитую грудь). Женские псевдогермафродиты являются обладателями яичников в сочетании с некоторыми структурами мужских гениталий (например, у таких индивидов наряду с развитым влагалищем и половыми губами может присутствовать развитый пенис).

Феномен гермафродитизма не остался незамеченным в средневековом европейском законодательстве. Поскольку наследование состояния и титула во многих странах того времени зависело от пола наследующего, наличие у человека сочетания мужских и женских анатомических признаков выходило далеко за рамки любопытных курьезов.

Так, решением суда в Англии XVI века было принято постановление о том, что порядок наследования следует основывать на «признаках того пола, которые превалируют», то есть на признаках, которые доминируют в анатомии данного лица при достижении им совершеннолетия.

Вот еще один любопытный случай, в котором от вопроса об отнесении гермафродитов к мужскому и женскому полу могла измениться история целого города. В 1843 г. исход выборов в городской совет города Сейлсбери, штат Коннектикут, оказался полностью зависимым от голоса одного единственного человека по имени Леви Зюйдам. Местные жители считали его скорее женщиной, чем мужчиной. Следует заметить, что в то время по американскому законодательству женщины не имели права голоса. Однако, местный врач, проведший осмотр Зюйдама, обнаружил у него некое подобие пениса, на основании чего Леви был объявлен мужчиной. В результате ему было позволено голосовать, и в городской совет был избран представитель партии вигов с перевесом в один голос. При этом местные сплетники незамедлительно распространили по городу слухи, что независимо от того, имеется ли у Зюйдама пенис или нет, у него имеется так же влагалище и регулярно наблюдаются месячные.

Хотя у нас в стране, как и в большинстве западных культур, гермафродитизм относят к разряду патологий онтогенетического развития, во многих традиционных обществах такие лица воспринимаются как третий пол.

За третьим полом в традиционных обществах часто бывают закреплены особые социальные роли. Например, гермафродитам в ново-гвинейском племени самбиа испокон веков отводилась почетная роль шаманов и духовных целителей.

В некоторых традиционных обществах к третьему полу причислялись также транссексуалы: мужчины и женщины, предпочитающие вести себя в соответствии с правилами поведения противоположного пола. Например, третий пол в индийской культуре известен под именем хиджра. Хиджра мужчины носят женские платья и украшения, совмещают в себе мужские и женские роли и считаются священными. У индейцев Великих Равнин считалось допустимым, чтобы мужчины носили женскую одежду, занимались традиционно женскими занятиями, а женщины одевались в мужское платье и занимались мужскими делами (охотились, участвовали в военных компаниях и даже брали себе в дом жену, или нескольких жен). Такие лица получали особый социальный статус бердаша. По индейским поверьям, бердаши обладали исключительной мистической силой, они часто выступали в роли шаманов в священных церемониях и целительных ритуалах. Любопытно, что роль бердаша была обратимой. Если человеку в этой роли становилось некомфортно, он мог спокойно возвратиться к той, которая была свойственна представителям данного пола, и окружающие не осуждали его (ее) за это.


Бутовская М. Л. Тайны пола. Мужчина и женщина в зеркале эволюции. Фрязино: Век-2, 2004. 


Интересно

...гориллы редко нападают на человека, стоящего на месте и встречающего животное лицом к лицу. Но стоит повернуться спиной и побежать, как обезьяна начи­нает на четвереньках преследовать врага и, догнав, кусает, как собака. У племени Медже, живущего в Камеруне, рана, нанесенная гориллой, считается позорной, так как все убеж­дены в том, что горилла нападает только на убегающего.

Джордж Б. Шаллер, Год под знаком гориллы. М., «Мысль», 1968 г., с. 99.

Catalog gominid Antropogenez.RU