English Deutsch
Новости
Мир антропологии

Атеизм в IV веке до н.э.

Древние даосы признавали объективность мира, вы­ступали против обожествления Неба и отрицали Небесную Волю. Они учили, что небо, так же как и земля,- часть природы. Однако существования богов Лаоцзы не отри­цал, считая их порождением «дао»; он полагал, что их влияние на людей устраняется соблюдением естественного хода вещей. Некоторые другие даосские мыслители (Сун Цзянь, Инь Вэнь, Чжуанцзы) также не разделяли гос­подствующих теологических представлений, низводили богов к природным стихиям, объявляя их одной из форм существования материи.

Мир в представлении Даосов состоит из мельчайших неделимых материальных частиц «ци» и находится в со­стоянии постоянного изменения, все переходит в свою противоположность: «Неполное становится полным, кри­вое - прямым, пустое - наполненным, ветхое - новым» («Даодэцзин»). Человек должен предоставлять вещам развиваться самим по себе, естественным образом.

Наивно-материалистические идеи даосизма были тесно связаны с антирелигиозными представлениями. Даосы отрицали культ предков, отвергали некоторые другие древнекитайские культы, протестовали против жертво­приношений Небу, Земле, рекам, горам, радуге и прочим обожествленным явлениям природы.

Атеистические воззрения даосов нашли яркое отраже­ние у философа Лецзы (V- IV вв. до н. э.) и великого писателя древности Чжуанцзы (ок. 369-286 гг. до н. э.) Оба мыслителя вышли из среды ремесленников.

Лецзы по прозвищу Защитник Разбойников был родом из царства Чжэн (в Центральном Китае). Точных данных о годах его жизни и подробных сведений о нем не сохранилось. К концу поздней древности относится трактат, названный его именем, в котором, как отмечается в литературе, не­смотря на позднейшие искажения, в целом достоверно изложены взгляды Лецзы.

Лецзы был выдающимся материалистом и диалекти­ком древности. Неразрывно связанные у него понятия материи и её движения раскрываются через категорию естественности («дао»), трактуемую как «вечное само­движение материи». Лецзы утверждал: «...вещи сами рождаются, сами развиваются, сами формируются, сами окрашиваются, сами познают, сами усиливаются, сами истощаются, сами исчезают. Неверно говорить, будто кто- то намеренно порождает, развивает, формирует, окраши­вает, дает познание, силу, вызывает истощение и исчез­новение» («Лецзы»),

Теория материи Лецзы близка к представлению об атомистическом строении вещества. В качестве матери­альной субстанции в его учении выступают два первоэле­мента: «ци» (эфир, воздух) и «цзи» (семена). «Вся тьма вещей выходит из «семян» и в них возвращается»,- чи­таем в «Лецзы».

Лецзы принадлежит наивно-материалистическое и по основной направленности атеистическое учение о проис­хождении вселенной, эволюции жизни на земле от про­стейших организмов до человека.

Процесс возникновения всей тьмы вещей (10 тыс. ве­щей) проходит, по его мнению, четыре стадии. В двух первых «вещи ещё не отделились друг от друга» и пребы­вают в состоянии «хаоса» (хуньлунь). Тончайшие частицы («ци») хаоса поднимаются вверх и образуют небо, опускаются вниз и образуют землю. В результате взаи­модействия этих двух разнородных «ци» в воде возникают мельчайшие органические вещества - семена («цзи»), «подобные икре лягушки», которые у берега превраща­ются в мох «цинтай», из него на суше рождается трава «линси», которая рождает растение «уцзу». Его корни превращаются в червей, листья - в бабочек. От них про­изошли насекомые „«цзюйцзюэ»", а от них - птицы. В хо­де дальнейших превращений появились животные, из на­иболее совершенного животного - лошади произошел человек, который после смерти возвращается к исходным семенам («цзи»).

Лецзы отвергал идею о предопределенном свыше бо­жественном происхождении и предназначении человека, о загробной жизни и бессмертии души.

Мыслитель утвер­ждал, что душа состоит из тех же частиц, что и тело, только более легких и теплых.

Лецзы считал небо «скоплением воздуха», а землю - «скоплением твердого вещества». Он развивал материа­листическую концепцию о вечности и бесконечности все­ленной, о множественности миров, одним из которых яв­ляется земной мир. По сути Лецзы отвергал саму идею божественного творения, сознательной божественной воли. 
 

Степугина Т.В., Свободомыслие и атезим в Древнем Китае, Античное свободомыслие и атеизм, в Сб.: Свободомыслие и атеизм в древности, средние века и в эпоху Возрождения/ Под ред. А.Д. Сухова, Институт философии АН СССР, М., «Мысль», 1986 г., с. 90-91. Предоставлено Викентьевым И.Л.


Интересно

Летом 1977 г. в Институте экспериментальной патологии и терапии АМН СССР доктор медицинских наук Н.П. Гончаров и сотрудники его лаборатории были изумлены, когда после очередного взятия крови из вены огромный самец-павиан, видя, что лаборантка не торопится вытереть ему тампоном уколотое место, взял вату и сам вытер кровь.

Источник: Э.П.Фридман Э.П. Приматы. – М.: Наука, 1979 г.,  с. 161.

Catalog gominid Antropogenez.RU