English Deutsch
Новости
Мир антропологии

Подделки и мистификации археологов

Сегодня  каждый  гид  считает  своим  долгом  предостеречь туристов  от приобретения  антикварных  вещей  на  черном  рынке,  делая   это  с  полным основанием, ибо большинство  так  называемых раритетов  является продукцией вполне  современного  производства, в  большинстве случаев  египетского,  но порой и европейского. К  каким только трюкам ни прибегают спекулянты,  чтобы убедить   покупателя  в  подлинности  своего   товара!

Даже   такой  знаток древностей, как  немецкий  искусствовед  Юлиус  Мейер-Грефе,  и тот  однажды попался на их удочку.  Он нашел прямо в песке, не подозревая, что его привел к этому  месту пройдоха гид, небольшую статуэтку.  Мейер-Грефе нисколько  не сомневался, что она подлинная, - еще бы,  ведь он сам ее  нашел! Он поспешил дать гиду взятку, чтобы тот не проболтался, и, спрятав статуэтку под пиджак, принес ее  в отель.  Но ему  нужно  было  подобрать  к ней  подставку,  и он отправился  к торговцу; здесь он не  удержался  и спросил  торговца, как ему нравится находка. Торговец рассмеялся, а затем,  как  пишет сам Мейер-Грефе, «он пригласил меня в заднее помещение своей лавчонки, открыл шкаф и  показал мне  четыре  или  пять совершенно таких  же  статуэток. Каждая из  них  была покрыта песком тысячелетней давности. Их делают в Бунцлау, но он  получил их от одного грека, торгового агента в Каире». 

Какие  невероятные  проделки,  не говоря  уже об изготовлении фальшивых памятников  древности, составляющем целую  отрасль  производства, приходится принимать   в   расчет    науке!   Верное   представление   об   этом   дает автобиографический рассказ Андре  Мальро; в правдивости его слов нет никаких оснований   сомневаться,   однако   случай  этот,  разумеется,   не  следует рассматривать как пример для подражания - мы приводим его просто как курьез. В  1925  году Мальро  познакомился  в  одном  из  баров  Сингапура  с  неким коллекционером, который путешествовал за счет Бостонского  музея, скупая для него  всякого  рода произведения  искусства. Он  выстроил  перед Мальро пять маленьких слоников из слоновой кости, которых  только что приобрел  у одного индуса.  «Видите, мой дорогой друг, - сказал он, - я покупаю слоников. Когда мы производим  раскопки,  я,  перед тем  как  засыпать ту или иную гробницу, кладу в нее слоников.  Если  через пятьдесят  лет другие исследователи вновь вскроют  гробницу, они найдут  этих слоников,  которые к тому времени успеют покрыться зеленой пленкой и потеряют  свой  новенький вид, и немало поломают себе голову над  этой  находкой. Тем, кто придет после меня, я  охотно задаю подобные головоломки;  на  одной  из башен Ангкор  Вата я  выгравировал, мой милый  друг,  весьма  неприличную надпись  по-санскритски  и  хорошенько  ее замазал, так что она выглядит очень старой. Какой-нибудь плут ее расшифрует. Простодушных нужно немножко злить...»»


Из книги: К.В. Керам. «Боги. Гробницы. Ученые» 
 

 


Интересно

« - Кому наука в пользу, а у кого только ум путается. Ежели все пойдут в учёные да в благородные, тогда некому будет торговать и хлеб сеять. Все с голоду поумирают.

- А ежели все будут торговать и хлеб сеять, тогда некому будет учения постигать.

И, думая, что оба они сказали нечто убедитель­ное и веское, Кузьмичов и отец Христофор сделали серьёзные лица и одновременно кашлянули». 

А.П. Чехов, повесть «Степь»

Catalog gominid Antropogenez.RU